НОВОСТИ

ПОИСК ПО САЙТУ

ПОИСК В АРХИВЕ НОВОСТЕЙ
по тексту:

и/или по дате:



ЦНБ НАН Беларуси в сети




вернуться назадназад

Иван Владиславович Жолтовский – архитектор. Почетный член Национальной академии наук Беларуси (1947), академик Академии архитектуры СССР (1939-1956), Академии строительства и архитектуры СССР (1956). Заслуженный деятель науки и искусства РСФСР (1932), заслуженный деятель искусств БССР (1944). Один из лучших мастеров русского неоклассицизма досоветского и советского времени.

Жолтовский Иван Владиславович – русский и советский архитектор, один из лучших мастеров русского неоклассицизма досоветского и советского времени. Состоялся как мастер нео-ренессанса и неоклассицизма. Начав работу в период зарождения стиля Модерн в 1890-х годах, Жолтовский дожил до начала эпохи крупнопанельного домостроения 1950-х (и сам также принимал участие в проектировании первых крупнопанельных домов).

Родился в Пинске 27 ноября (15 ноября по старому стилю) 1867 г. Поступив в петербургскую Академию художеств в 1887 г., окончил ее в 1898 г. Изучал архитектуру в Италии (1910-е годы, 1923–1926 гг.), испытав огромное влияние как античного, так и ренессансного зодчества. Особенно близок ему был А. Палладио, чьи четыре книги об архитектуре он позднее перевел на русский язык (изданы в 1938 г.).

Мастерски варьировал антично-ренессансные мотивы в проектах, осуществленных по общественным и частным заказам (дом Скакового общества, 1903 г., и особняк Тарасова на Спиридоновке, 1909–1912 гг.: оба – в Москве), продолжил линию русского палладианства в усадебной архитектуре (усадьбы «Липовка», 1907–1908 гг.; в Удомле, 1907 г.; Бережках, 1910 г.: все – в Московской области), активно занимался индустриальной архитектурой и комплексным градостроительством (жилые дома завода АМО в Москве, 1915).

После 1917 года возглавлял архитектурный подотдел отдела ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (с 1918) и архитектурную секцию Российской академии художественных наук (РАХН, с 1921). Предложил самобытный план перепланировки Москвы (1918–1923), – с новым центром столицы на юго-западе. Исполнил генеральный план и проекты нескольких деревянных павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923). В проектах 1926–1928 (Госбанк на Неглинной, котельная МОГЭС на Раушской набережной, Дом советов в Махачкале) органично соединил классику с элементами конструктивизма.

Построенный им известный жилой дом на Моховой улице в Москве (1933—1934) выдержан в духе палладианской архитектуры.

В 1939 году И.В. Жолтовский был назначен руководителем архитектурной мастерской, которая в 1945 г. была реорганизована в школу-мастерскую Жолтовского. Ученики этой мастерской принимали участие в строительстве и восстановлении не только Москвы, но и городов Беларуси. В его московской мастерской проектировались и корректировались планы послевоенного восстановления Гомеля и строительство отдельных объектов в Мозыре и Пинске.

Именно ученики Жолтовского, прославленные зодчие Барщ и Парусников создавали ансамбль проспекта Сталина в Минске.

Место для постройки театра в Гомеле было выбрано еще перед войной Иваном Жолтовским лично. Его проект, сделанный накануне войны, в 1941 году стал основой для его постройки в 1947-1956 гг. Объемно-пространственная композиция здания подчинена строгой симметрии с акцентированием главной оси, на которой расположены все помещения, от вестибюля до большого зрительного зала и подсобок. В художественном оформлении использован традиционный для зданий Жолтовского четырехколонный портик с развитым фронтоном, украшенным скульптурой.

В 1949 году постановлением СНК БССР было решено восстановить в Гомеле строительство театра. Послевоенным строительством гомельского театра руководил один из учеников известного зодчего – ленинградский архитектор Александр Тарасенко. В строительстве и оборудовании театра с большим энтузиазмом участвовали предприятия и строительные организации Гомеля. Город с нетерпением ждал театрального праздника. 6 ноября 1954 года на премьеру спектакля были приглашены горожане и сами строители. Жители Гомеля устремились в светлый храм искусства, увенчанный статуей Мельпомены, в буквальном смысле. К сожалению, первоначальный проект Жолтовского этого театра пока не найден. Как и многие другие его белорусские проекты.

В конце 1940-х -1950-х годах Иван Владиславович разработал и внедрил известнейший свой архитектурный образ – жилой дом, где декоративные элементы Ренессанса сочетаются с многоэтажной и стандартизованной, сугубо современной для тех лет, внутренней структурой. Эталонами явились дома на Смоленской площади и Большой Калужской улице (оба закончены в 1949 г.; за проект последнего зодчий получил Сталинскую премию в 1950 г.). Среди поздних работ Жолтовского особенно известен московский ипподром (1951–1955). Почти всю творческую жизнь он активно работал также и как педагог (в Высших художественно-технических мастерских, ВХУТЕМАСе и других вузах).

Умер Иван Владиславович Жолтовский в Москве 16 июля 1959 г.

Труды учёного, имеющиеся в библиотеке

Труды учёного на сайте НАН Беларуси


электронный каталог
Электронный каталог
Online-доступ к каталогу!
EBSCODiscoveryService
поиск по англоязычным базам данных, доступным в ЦНБ НАН Беларуси.