Самарский Александр Андреевич – математик. Иностранный член НАН Беларуси (2000). Академик АН СССР (1976; чл.-корр. С 1966), РАН (1991), профессор (1959). Герой Социалистического труда (1979). Участник Великой Отечественной войны.

Родился 19 февраля 1919 г. в селе Ново-Ивановское Донецко-Амвросиевского района Донецкой области в крестьянской семье. В 1936 г. окончил среднюю школу в Таганроге, а в 1945 г. с отличием окончил физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и поступил в аспирантуру по профилю математической физики. В аспирантуре, помимо кандидатской диссертации, А. И. Самарский выполнил 19 научных работ, посвященных динамике сорбции и десорбции смеси газов и теории распространения и возбуждения электромагнитных волн в радиоволноводах. Совместно с А. Н. Тихоновым была построена строгая математическая теория радиоволноводов. В 1948 году А. И. Самарский защитил кандидатскую диссертацию.

Под руководством А. Н. Тихонова и А. А. Самарского была выполнена беспрецедентная задача: впервые был проведен прямой расчет атомного взрыва, а в дальнейшем возглавляемая ими научная группа провела и расчет динамики взрыва термоядерной бомбы. В 1957 году А. А. Самарский защитил докторскую диссертацию, посвященную постановке и разностным методам решения нелинейных задач математической физики.

А. А. Самарский создал фундаментальную общую теорию разностных схем. Ему принадлежат фундаментальные результаты по трем основным направлениям теории разностных методов: теории сеточной аппроксимации уравнений математической физики, теории устойчивости разностных схем, теории построения и обоснования методов решения уравнений с помощью разностных схем высокого порядка точности на неравномерных сетках.

А. А. Самарский является одним из основоположников и идеологов современного математического моделирования в естественных науках. Ему принадлежат многие основополагающие идеи в области математического моделирования, в том числе формулировки Вычислительного эксперимента и знаменитой триады: Модель – Алгоритм – Программа. Под его руководством впервые были проведены циклы исследований методами вычислительного эксперимента многих актуальных задач ядерной физики, ранее неизвестного явления в плазме, взаимодействующей с магнитным полем, зарегистрированного как научное открытие («эффект Т-слоя»), управляемого термоядерного синтеза, плазменные явления в Токомаках, лазерно-плазменная обработка материалов, задач магнитной и радиационной гидродинамики, задач лазерной термохимии и конвекции, автокаталитических процессов в химии и т. д. Благодаря усилиям академика А. А. Самарского и его научной школы математическое моделирование в настоящее время приобрело статус самостоятельной науки.

В 1966 А. А. Самарский был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1976 году – академиком. С 1953 г. по 1991 гг. А. А. Самарский возглавлял отдел в Институте прикладной математики им. М. В. Келдыша АН СССР. В 1986 г. по инициативе и под руководством А. А. Самарского всего за один год была разработана «Общегосударственная Программа по развитию и применению методов математического моделирования в науке и народном хозяйстве», был организован Всесоюзный Центр математического моделирования, преобразованный в 1990 г. в Институт математического моделирования РАН, создан журнал "Математическое моделирование".

А. А. Самарский – Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской, Государственных (СССР и России), Ломоносовской премий; награжден орденами Ленина (1954, 1956, 1975), Октябрьской революции (1975), Трудового Красного Знамени (1969), Дружбы народов (1993), Славы и Отечественной войны 1-й степени, медалями "За оборону Москвы", "За победу над Германией", " Народное Ополчение Москвы" и многими другими. А. А. Самарский удостоен званий Почетного доктора и Почетного профессора ряда отечественных и зарубежных университетов, избран почетным членом Академий наук Украины, Белоруссии, Грузии.

Автор более 30 монографий и 600 научных трудов, в т. ч. более 30 монографий и учебных пособий, 1 научного открытия.

Умер 11 февраля 2008 г.