Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси

БУДНЫЙ Сымон

БУДНЫЙ Сымон (ок. 1530–13.01.1593)

Проповедник, переводчик и комментатор Библии. Один из предшественников протестантского рационализма.

Биография

Родился в с. Буды (Польша). Окончил факультет свободных искусств Краковского университета (поступил в 1544 г.). Продолжал образование на богословском факультете Базельского протестантского университета. С 1558 г. – в Вильно, где занимал должность вероучителя. С 1560 г. – пастор евангелическо-реформатской церкви в Клецке. Совместно с М. Кавечинским и Л. Крышковским основал в Несвиже типографию, в которой был напечатан на старобелорусском языке протестантский «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед Богом» (1562) и др.

В письме протестантскому теологу Г. Буллингеру впервые подверг рационалистической критике католическое и протестантское учение о Св. Троице (1563). Примкнул к антитринитариям, став одним из их лидеров и богословских авторитетов. Активно участвовал в работе «арианских» синодов, религиозно-богословских и социально-политических дискуссиях.

В поисках аутентичного текста Библии изучал и сравнивал варианты библейских книг на еврейском, греческом, латинском, церковнославянском, чешском, немецком и французском языках. Полный текст Библии, подготовленный С. Будным, был напечатан в 1572 г., но он отказался его признать, поскольку издатели существенно изменили его перевод и не поместили его предисловия и комментариев к Новому Завету.

С 1573 г. – пастор в Лоске, где в местной типографии был напечатан Новый Завет с предисловием и комментариями С. Будного (1574). С целью пропаганды своих взглядов на Св. Троицу и природу Иисуса Христа в Западной Европе издал книги на латинском языке: «О двух природах Христа», «По поводу аргументов Зимлера», «Краткое доказательство того, что Иисус Христос не является таким же Богом как Отец» и др.

Его основное произведение «О важнейших положениях христианской веры», написанное на польском языке, в котором отвергалось учение о Св. Троице и сверхъестественном происхождении Иисуса Христа (1576). В трактате «О светской власти» (1583) защищал от нападок радикальных реформаторов-анархистов принципы государственности, собственности, сословного общества, настаивал на необходимости конфессиональной терпимости. В 1584 г. был исключен из общины антитринитариев за несогласие с тяготевшим к радикализму руководством, однако вскоре вынужден был пойти на компромисс.

Взгляды С. Будного критиковал Н. А. Бердяев в работе «Философия свободы».

Памятники С. Будному установлены в Несвиже (1982) и Минске (2000, в одной скульптурной композиции с В. Тяпинским). В г. Заславле его именем названа улица. Имя С. Будного носит Несвижская типография. 

Основные труды

Будный, С. Катихисис то ест наука стародавная христианская… / С. Будный. – Несвиж : [б. и.], 1562. – 1 мфиша (242 кадр.).

Будны, С. Катэхізіс: помнік беларус. Рэфармацыі XVI ст. / С. Будны ; адаптаваны тэкст, пер. са старажыт. беларус. мовы Н. Кабелка ; рэдкал.: Н. Кабелка [і інш.]. – Мінск : Юніпак, 2005. – 312 с.

Литература о нем

Порецкий, Я. И. Симон Будный – передовой белорусский мыслитель XVI века / Я. И. Порецкий ; М-во высш., сред. спец. и проф. образования. – Минск : Изд-во БГУ, 1961. – 66 с.

Подокшин, С. А. Скорина и Будный : очерки филос. взглядов / С. А. Подокшин ; АН БССР, Ин-т философии и права. – Минск : Наука и техника, 1974. – 175 с.

Падокшын, С. А. Філасофская думка эпохі Адраджэння ў Беларусі : ад Францыска Скарыны да Сімяона Полацкага / С. А. Падокшын ; АН БССР, Ін-т філ. і права ; навук. рэд. А. С. Майхровіч. – Мінск : Навука і тэхніка, 1990. – 283 c.

Саверчанк, І. В. Сымон Будны. Гуманіст і рэфарматар / І. В. Саверчанка. – Мінск : Універсітэцкае, 1993. – 223 с. : іл.

Саверчанка, І. В. Дыскусіі вакол хрысціянскай дактрыны (Закон Божы, тэалогія, эклесіялогія і знакі веры) / І. В. Саверчанка // Гісторыя філасофскай і грамадска-палітычнай думкі Беларусі : у 6 т. / Нац. акад. навук Беларусі, Ін-т філасофіі. – Мінск, 2017. – Т. 3 : Рэфармацыя. Контррэфармацыя. Барока / [І. М. Бабкоў і інш. ; рэдкал.: В. Б. Евароўскі і інш.]. – С. 96–142.

Падокшын, С. А. Нясвіжскі «Катэхізіс» 1562 г. як рэлігійна-этычны помнік беларускага пратэстантызму / С. А. Падокшын // Гісторыя філасофскай і грамадска-палітычнай думкі Беларусі : у 6 т. / Нац. акад. навук Беларусі, Ін-т філасофіі. – Мінск, 2017. – Т. 3 : Рэфармацыя. Контррэфармацыя. Барока / [І. М. Бабкоў і інш. ; рэдкал.: В. Б. Евароўскі і інш.]. – С. 142–149.