Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси

ДОВГИРД Анёл

ДОВГИРД Анёл (02.12.1776–26.04.1835)

Философ, теолог, логик. Доктор теологии (1828).

Биография

Родился в имении Юрковщина Мстиславского воеводства. С 1786 г. учился в Мстиславской иезуитской школе, затем в школе иезуитов в Дубровице. В 1791 г. вступил в орден пиаров. После учебы в Виленской академии преподавал географию, математику, физику, французский язык, поэтику и риторику в пиарских училищах: Лидском (1796), Вилькомирском (1797), Россиенском (1798– 1800), Витебском (1801), Щучинском (1804–1806), Любешовском (1807–1808). В 1814–1815 гг. преподавал польскую литературу в Домбровицкой пиарской семинарии. В 1816 г., когда была возобновлена деятельность Главной духовной семинарии, выполнял обязанности ее капеллана (до закрытия Виленского университета). В университете читал лекции: с 1818 г. – по логике и психологии, с 1821 г. – по теоретической и практической философии. Уже к тому времени напечатал в журнале «Виленский дневник» («Dziennik Wilenski») статью о философии кантианца Ф. Яронского, монографию «О логике, метафизике и нравственной философии» (1821). Подготовил три тома сочинений по логике, но при жизни был напечатан только первый том – «Изложение природных правил мышления, или логика теоретическая и практическая» (1828).

Свою единую систему смысловой логики создал, следуя за идеями Дж. Локка, Э. Б. Кондильяка, Т. Рида, Д. Стюарта, К. Нарбута, братьев Я. и А. Снедецких. Первой ступенью в познании, а следовательно, и в логике, считал восприятие, которое переходит в их совокупность, а потом в представление. В этом процессе решающая роль принадлежит обучению – средству фиксации отношения вещей в сознании. По сути, склонялся к механистической картине мира, принимая за первоэлементы так называемые механические элементы мира. Противопоставлял трансцендентальному идеализму концепцию «здравого смысла», которая опиралась на сенсуализм, эмпирическую психологию, особенно детскую механическую картину мира и естественную теологию. Считал совершенно естественным, что «время, пространство, материальные субстанции» имеют объективное происхождение и естественную действительность. В его логике значительное внимание отдавалось индуктивным методам и силлогизмам, которые иллюстрируют связь индукции с естествознанием.

Отдельное место в литературном наследии А. Довгирда занимает работа по теологии «О чудесах». В ее основе исследование евангельских свидетельств о чудесах самого Иисуса Христа и тех, которые происходили с ним. Проанализировав различные типы чудес, пришел к выводу, что настоящее чудо в своей основе имеет добро и напоминает людям о существовании Бога, направляя их к хорошим поступкам. Критиковал тех богословов, которые стирают границы между божественным и естественным, стремился теоретически обосновать теологическую концепцию чуда.

Основные труды

Dowgird A. Rozbior dziela pod tytulem O filozofii przez Feliksa Jaronskiego z uwagami nad nim / A. Dowgird // Dziennik Wilenski. – 1817. – [s. p.].

Dowgird, A. O logice, metafizyce i filozofii moralnej. Rozprawa na skutek konkursu ogloszonego przez cesarski Uniwersytet Wilenski r. 1820 dnia 1 marca do katedry rzeczonych przedmiotow napisana / A. Dowgird. – Wilno, 1821. – [s. p.].

Dowgird, A. Kazanie o nidowiarstwie i zachowaniu sie w obcowaniu z tymi, ktorzy bezboznie przeciw wierze sw. katolickiej mowia, takoz o niegodziwosci czytania ksiazek, powstajacych na wiare sw. katolicka / A. Dowgird // Zbior kazan mianych w czasie jubileuszu. – Wilno, 1826 i odb.

Dowgird, A. Kazanie o posluszenstwie ku wszelkiej wladzy / A. Dowgird // Zbior kazan mianych w czasie jubileuszu. – Wilno, 1826 i odb.

Dowgird, A. Kazanie o proznosci swiata i unikaniu jej / A. Dowgird // Zbior kazan mianych w czasie jubileuszu. – Wilno, 1826 i odb.

Dowgird, A. Wyklad przyrodzonych myslenia prawidel, czyli Logika teoryczna i praktyczna / A. Dowgird. – Polock : Druk. XX. Piiarow, 1828. – [s. p.].

Dowgird, A. Wyklad Ewanielii i Listow apostolskich, przypadajacych na dni niedzielne i uroczyste calego roku : [w 2 t.] / A. Dowgird ; wyd. A. Fijalkowski. Wilno, 1836. – [2 t.].

Dowgird, A. Rezczywistosc poznan ludzkich / A. Dowgird // Wizerunki i Roztrzasania Naukowe. – Wilno, 1839. – T. 5. – [s. p.].

Литература о нем

Kaczmarek, S. Aniol Dowgird – filozof nieznany / S. Kaczmarek. – Warszawa : Ksiazka i Wiedza, 1965. – 288, [4] s. : [2] k. tabl.

Дорошевич, Э. К. Аниол Довгирд – мыслитель эпохи Просвещения / Э. К. Дорошевич ; АН БССР, Ин-т философии и права. – Минск : Наука и техника, 1967. – 156 с.

Rudkouski, P. Aniol Dowgird’s problems with reality / P. Rudkouski // Studies in Logic, Grammar, and Rhetoric. – 2008. – Vol. 13 (26). – S. 27–40.

Дарашэвіч, Э. К. Анёл Доўгірд / Э. К. Дарашэвіч // Гісторыя філасофскай і грамадска-палітычнай думкі Беларусі : у 6 т. / Нац. акад. навук Беларусі, Ін-т філасофіі. – Мінск, 2017. – Т. 4 : Асветніцтва / [І. М. Бабкоў і інш. ; рэдкал.: В. Б. Евароўскі і інш.]. – С. 375–395.