Цэнтральная навуковая бібліятэка імя Якуба Коласа Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі

Навігацыя па сайце

80‑летие Минского автомобильного завода

Официальная история Минского автомобильного завода ведет свой отсчет с 9 августа 1944 года. В этот день Государственный комитет обороны принял постановление об организации в Минске автосборочного завода. Но еще в июле в Красное Урочище прибыли партизанские роты, участвовавшие в параде белорусских партизан, состоявшемся 16 июля в Минске в честь освобождения города от фашистских захватчиков. Прибыли, чтобы вдохнуть жизнь в полуразрушенные танковые ангары и мастерские бывшего военного городка и организовать в них ремонт поврежденной в боях техники. 

Первые автомобили были собраны уже осенью, а в марте следующего года объемы сборки превысили тысячу автомобилей в месяц. Всего в 1945 году в Минске удалось собрать 14 тысяч грузовиков, часть из которых была отправлена на фронт, а часть — на восстановление народного хозяйства.

В августе 1945 года Государственный комитет обороны принял решение создать в Минске на базе существующего сборочного предприятия полноценный завод по выпуску большегрузных автомобилей. Реконструкция предприятия и освоение производства новых машин заняли несколько лет, в течение которых завод продолжал работать. В 1946–1947 годах в белорусской столице собирали грузовики семи разных марок: Studebaker, Ford, International Harvester, GMC, Chevrolet, Dodge и Mack.

В октябре 1946 года на заводе была впервые проведена плавка металла – сделан первый шаг к созданию собственной металлургической базы, что позволяло наращивать объемы производства. 

Весной 1957 года состоялся пробный пробег первого опытного образца 40-тонного самосвала МАЗ-530, а в следующем году автомобиль отправился в Брюссель на Всемирную промышленную выставку. 

В начале 60-х годов география экспорта Минского автомобильного завода насчитывала 25 стран. Автомобили поставлялись на Кубу, в Объединенную Арабскую Республику, Индонезию, Гвинею, Судан. К середине 70-х гг. на экспорт уходило 20 % продукции завода, МАЗы были востребованы в 50-ти странах мира. Минские грузовики отправляли в Югославию, ГДР, Болгарию, Венгрию, Румынию, Чехословакию, Китай и другие страны. В 1974 году отмечалось, что в СССР пятая часть грузов, транспортируемых по шоссейным дорогам, перевозится автомобилями МАЗ. Минский завод был образцом высокотехнологичного производства.

Сегодня Минский автомобильный завод активно сотрудничает с Национальной академией наук Беларуси. Инженерно-технические специалисты МАЗа обсуждают возможности расширения участия организаций НАН в решении актуальных задач предприятия, связанных с освоением новых материалов и технологий, а также эффективным внедрением перспективных научных разработок в производство. Председатель Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков отмечает, что для продолжения долгосрочного сотрудничества и реализации новых совместных проектов есть все условия: желание, профессиональная компетенция специалистов и опыт. Также ОАО «МАЗ» совместно с Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси по поручению Правительства Республики Беларусь работает над созданием 10 электрогрузовиков для опытной эксплуатации в одном из логистических центров.

×
Войти в личный кабинет
Адрес электронной почты *
Пароль *
Забыўся пароль?
×
Логин *
E-mail *
Пароль *
Повторите пароль *
×
Генерацыя пароляў
Введите адрес электронной почты и мы вышлем вам ссылку для сброса пароля