Цэнтральная навуковая бібліятэка імя Якуба Коласа Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі

Навігацыя па сайце

Экран и жизнь. 95 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина

«Кто бы ты ни был – комбайнер, академик, художник, – живи и выкладывайся без остатка, старайся много знать, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным – это будет завидная судьба»

В.Шукшин

Советский писатель, кинорежиссер, сценарист и актер Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. До всех вышеупомянутых регалий Василий Шукшин успел сменить несколько профессий: был слесарем, моряком, учителем и директором школы. Последние две профессии совмещал – с 1953 по 1954 год работал в школе родного села учителем русского языка, литературы и истории. «Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно» (из «Монолога по лестнице» В. Шукшина). Василий Макарович занимался агитацией, выступал с лекциями перед рабочими и колхозниками и призывал их учиться. В это же время в местной районной газете «Боевой клич» впервые опубликовали его работы – это были педагогические статьи «Больше внимания учащимся вечерних школ» и «Учиться никогда не поздно».

На устных экзаменах для поступления во Всесоюзный государственный институт (ныне университет) кинематографии (ВГИК) Шукшина оценили невысоко. Он вспоминал: «Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии». Однако писатель получил отличные оценки за письменные работы — рассуждение о творчестве Владимира Маяковского, рецензию на фильм «Верные друзья» Михаила Калатозова и сочинение на тему «ВГИК во время приемной кампании». Последняя работа Шукшина спустя несколько лет была опубликована как рассказ под названием «Киты, или О том, как мы приобщались к искусству». Писателя приняли на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма. На сохранившейся работе Василия Макаровича, помимо отличной оценки, стоит следующая резолюция преподавателя ВГИКа: «Хотя написана работа не на тему и условия не выполнены, автор обнаружил режиссёрское дарование и заслуживает отличной оценки».

Марлен Хуциев был первым режиссёром, снявшим Шукшина-актёра: «Будучи ещё студентом на режиссёрской практике встретился с Марленом Хуциевым. Он готовился снимать второй своё фильм «Два Фёдора». Искали исполнителя главной роли – Фёдора-старшего. Хуциеву пришла мысль попробовать меня. Попробовали. Решили снимать…». Данный фильм вышел на экраны 1958 году. После премьеры Василия Шукшина стали звать в кино – критики и коллеги писали о «предельной натуральности» его игры, умении вживаться в роль. В следующие несколько лет писатель много снимался. Он играл в картинах «Золотой эшелон» (1959), «Простая история» (1960), «Когда деревья были большими» (1961), «Аленка» (1961) и других.

Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Василия Макаровича. С третьего курса института, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его рассказ «Двое на телеге». Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и удрученный Шукшин на время перестал рассылать свои произведения. В начале 1960-х годов одно за другим стали выходить в свет и литературные произведения Шукшина – рассказы «Правда», «Светлые души» и «Степкина любовь». В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник Василия Шукшина под названием «Сельские жители».

В том же году в журнале «Новый мир» были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На основе этих рассказов Василий Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень», который вышел на экраны в 1964 году. Главную роль шофера Паши Колокольникова сыграл однокурсник по учебе во ВГИКе Леонид Куравлев, которого Шукшин снимал в своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» (1960). Картина получила восторженные отклики публики и получила главный приз на Международном кинофестивале в Венеции на конкурсе детских и юношеских фильмов.

После успеха первого фильма Шукшин написал сценарий для второго – картины «Ваш сын и брат» (1966). Основой снова стали рассказы писателя, на этот раз из книги «Сельские жители». В фильме Шукшин решил показать «мир интеллигенции» глазами человека из села. В журнале «Октябрь» ленту называли слишком простой и поверхностной. Однако она была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

После этого Шукшин почти перестал сниматься и начал писать сценарий для киноэпопеи о восстании Стеньки Разина. Он изучал документы, консультировался со специалистом по истории России XVII века Сигурдом Шмидтом. Тот в своем отзыве на работу Шукшина написал: «Сценарий Шукшина — это прежде всего мастерское художественное произведение большой мысли и большой силы эмоционального воздействия. Пусть же поскорее замысел В. Шукшина воплотится в кинофильм».

Одновременно с этим рассказы Василия Макаровича составили несколько сборников: «Там, вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974). В 1965 году вышел его роман «Любавины» о путях и судьбах крестьянства.

Самое зрелое из крупных произведений Василия Макаровича Шукшина – киноповесть «Калина красная» (1973), которая была экранизирована автором в 1974 году и стала его последней режиссерской работой. В фильме Шукшин блестяще исполнил главную роль, сама картина вызвала большой интерес у зрителей, став для многих потрясением. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года картина «Калина красная» была награждена главным призом.

Последней актерской работой в кино Шукшина стала главная роль Петра Лопахина в эпопее Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» по роману Михаила Шолохова. Съёмки проходили летом и осенью 1974 года на Дону. Здесь Шукшин познакомился с самим Шолоховым, который позднее писал: «Он [Шукшин] рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлет и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей…»

К октябрю 1974 года оставалось закончить последний эпизод с участием героя Шукшина. Съемочная группа картины жила на теплоходе «Дунай». У писателя там была отдельная каюта. Он часто ложился спать поздно: работал над новыми рассказами. Когда 2 октября 1974 года Шукшин не вышел из каюты, к нему зашел Георгий Бурков — и обнаружил, что писатель умер. Прощание с Василием Шукшиным состоялось в Доме кино в Москве, а похоронили его на Новодевичьем кладбище.

После смерти в 1975 году вышли его сборники «Брат мой» и «Избранные произведения» в двух томах, которые писатель успел составить сам.

С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения, впоследствии – Шукшинские дни. В 1999 г., в год 70-летия Валерия Макаровича было объявлено о присвоении Шукшинским дням статуса Всероссийских. С этого года в рамках Дней стартовал Шукшинский зрительский кинофестиваль на Алтае.

В Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа НАН Беларуси можно ознакомиться со всеми произведениями Василия Макаровича Шукшина и воспоминаниями о великом писателе, кинорежиссёре и актёре.

×
Войти в личный кабинет
Адрес электронной почты *
Пароль *
Забыўся пароль?
×
Логин *
E-mail *
Пароль *
Повторите пароль *
×
Генерацыя пароляў
Введите адрес электронной почты и мы вышлем вам ссылку для сброса пароля