Наследник древнего Рима. Франческо Петрарке 720 лет со дня рождения
Семь веков отделяют нас от эпохи, когда жил и писал великий итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374), но многое в его литературном наследии сохранило своё прогрессивное значение и до сих пор. Творчество Петрарки, гражданина и патриота, одушевлено ненавистью ко всему дряхлеющему, ко всему, что мешает прогрессу, оно проникнуто идеями гуманизма и свободолюбия.
Никто из поэтов эпохи Возрождения не пользовался такой широкой известностью и не оказал такого большого влияния на ренессансную поэзию ряда стран, как Франческо Петрарка. У него были последователи и восторженные почитатели, помимо Италии, во Франции и Англии, Испании и Португалии, Далмации и Польше.

Родился Франческо Петрарка ровно 720 лет назад в городе Ареццо в семье нотариуса Пьетро ди сер Паренцо (Петракко), который в 1302 г. был вместе с Данте изгнан из Флоренции за принадлежность к партии белых гвельфов. B 1312 г. Петракко переехал с семьей в город Авиньон на юге Франции, где в то время находилась резиденция папы (так называемое «авиньонское пленение» папы). По настоянию отца Франческо изучает право – сперва в Монпелье, затем в Болонье, но изучает с неохотой, предпочитая юриспруденции занятия древнеримской литературой. Отец косо поглядывал на увлечение сына и однажды даже бросил в огонь сочинения Цицерона, Вергилия и других классических авторов. После смерти отца в 1326 г. всё изменилось.
Античная культура перестала для Франческо Петрарка быть служанкой богословия. Он первый с такой ясностью увидел то, что было в ней действительно самым главным: живой интерес к человеку и окружающему его земному миру. Поэтому он и тянулся к античности с радостью и восторгом, всё время находя в ней веские аргументы против обветшавших средневековых концепций. Горячая любовь Петрарки к древнему миру проявлялась непрестанно. Он писал на языке классического Рима. С энтузиазмом разыскивал он и изучал древние рукописи и ликовал, если ему удавалось найти какое-нибудь утраченное произведение Цицерона или Квинтилиана. У него была уникальная библиотека классических текстов.

Деяниям древнеримского полководца Сципиона Африканского Старшего посвятил он свою поэму «Африка», написанную в подражание «Энеиде» Вергилия. Цицерона и Вергилия считал он величайшими писателями мира, их творения – непревзойденными образцами литературного мастерства. Выдающиеся римские писатели стали его близкими друзьями и наставниками. Цицерона он почтительно называл «отцом», a Вергилия – «братом».


Всё имеющее прямое отношение к человеку, его уму, его деяниям, его культуре привлекает пристальное внимание Петрарки. Книга «О знаменитых мужах» содержит героические биографии прославленных римлян от Ромула до Цезаря, а также Александра Македонского и Ганнибала. Со множеством исторических анекдотов, изречений и острот, заимствованных у Цицерона, Светония, Плиния и других, знакомит книга «О достопамятных вещах». Трактат «О средствах против счастия и несчастия», касаясь самых разнообразных житейских ситуаций, проводит читателя по всем ступеням тогдашней социальной лестницы.
Неодолимое тяготение Франческо Петрарки к реальному, земному, человеческому, столь характерное для ренессанса, делало его решительным врагом схоластической философии. Пусть ангелы – полагал Петрарка – размышляют о божественных делах, задача людей «размышлять о делах человеческих».


Он был уверен, что труды его не напрасны, что благодарное потомство оценит его духовный подвиг, и он на склоне лет решает рассказать грядущим поколениям о самом себе, нарисовать без посторонней помощи свой портрет. Так возникло «Письмо к потомкам», начинающееся словами: «От Франциска (Франческо) Петрарки потомству привет». В этом любопытнейшем человеческом документе поэт повествует о годах своей юности и зрелости, о том, как он работал над поэмой «Африка» и был по древнему обычаю в апреле 1341 года увенчан в Риме лавровым венком поэта, как он жил в сельском уединении в прелестной долине Воклюз неподалеку от Авиньона, как ласкали его и осыпали милостями неаполитанский король Роберт, знатное семейство Колонна и т. п.
Петрарка сознавал необычность своего замысла, понимал, что во всем этом есть что-то дерзкое, нарушающее вековые традиции. Но он вовсе не считал для себя обязательным следовать укоренившимся правилам. Он очень высоко ставил свободу мысли и свободу творчества. «Нет выше свободы, чем свобода суждения».

Из всех философских систем древности Франческо Петрарка остановился на суровом стоицизме, хотя нередко и восставал против его аскетизма. Эти внутренние противоречия у него коренились в глубоких противоречиях того переходного времени. У великого поэта они только резче выражены, чем у других. При этом он с тревогой наблюдал за своим «внутренним раздором» и даже попытался запечатлеть его в книге «О презрении к миру» (1343), этой захватывающей исповеди мятущейся души. Появляющийся в произведении св. Августин сурово упрекает Петрарку за то, что тот утратил истинное благочестие и, забыв о загробной жизни, предался мирской суете. Это «жадное стремление к земным благам» и заставляет его, по словам Августина, «блуждать вкривь и вкось».

На латинском языке Франческо Петраркой написаны в подражание «Буколикам» Вергилия двенадцать эклог, «Эпистолы» (послания) и упоминавшаяся выше поэма «Африка». Эту поэму, которая, собственно, и послужила поводом к венчанию Петрарки лавровым венком, поэт склонен был считать величайшим своим творением. В «Африке», бесспорно, есть отдельные выразительные места (например, патетическая история Софонизбы), но в целом поэма не производит того впечатления, на которое рассчитывал автор.


Настоящая слава пришла к нему, как к автору лирических итальянских стихотворений, посвященных золотоволосой Лауре, о которых он сам отзывался как о поэтических «пустяках», словно немного стыдясь того, что они написаны не на классическом латинском, но на повседневном итальянском языке. Тем не менее, Петрарка любил эти свои вдохновенные творения, бережно хранил и тщательно обрабатывал их.


Так возникла «Книга песен» (Il canzoniere), состоящая из 317 сонетов, 29 канцон, а также секстин, баллад и мадригалов. Эта книга также является своего рода исповедью Петрарки, только на этот раз исповедью лирической. В ней запечатлена любовь поэта к красивой замужней женщине, происходившей из знатной авиньонской семьи.
В Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа НАН Беларуси хранятся в фондах все вышеперечисленные издания разных периодов выпуска, которые можно заказать в электронном каталоге.