Цэнтральная навуковая бібліятэка імя Якуба Коласа Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі

Навігацыя па сайце

Прорезая лёд. 90 лет со дня сквозного рейса ледореза «Литке»

Только моряки знают чувство, когда корабль становится частью команды, и только они по-настоящему поймут радость и гордость моряка капитана Николаева и те ласково-трогательные прозвища, которые повторяются в матросских кубриках чаще, чем официальное название корабля: «Лидушка» и «Лидочка».

Ледорез «Ф. Литке», названный в честь знаменитого мореплавателя и адмирала Фёдора Петровича Литке, изначально был построен для Канады в 1909 году и носил название «Эрл Грей». В начале Первой мировой войны он был куплен Россией для обслуживания Архангельского порта и переименован в «Канаду», а в 1921 году ледорез перешёл в ведение Управления морским транспортом Белого моря и Северного Ледовитого океана (Белмортран) и тогда уже получил своё знаменитое имя.

В 1929 году «Литке» совершил смелый рейс к острову Врангеля, заблокированному льдами, в 1931–1932 годах – первое в истории зимнее плавание в Охотском море, продолжавшееся более 150 дней.

Но самым знаменитым путешествием стал сквозной рейс по Северному морскому пути, который проходил с 28 июня по 20 сентября 1934 года. На его борту находились участники экспедиции во главе с членом-корреспондентом АН СССР Владимир Юльевич Визе.

Тогда было пройдено двенадцать морей и два океана: шесть тысяч миль. Поход от Владивостока до Мурманска занял восемьдесят три дня. Из них – пятьдесят одни сутки и тысяча пятьсот миль непрерывной борьбы со льдами. Из них – двадцать дней эксплуатационной работы: 

  • освобождение первой Ленской экспедиции из ледяного плена под островами Самуила;
  • проводка речного буксирного парохода «Партизан Щетинкин» через льды пролива Вилькицкого;
  • снятие с мели в устье Енисея английского лесовоза «Марклин».

Выполнена намеченная планом научная работа:

  • при помощи данных распределения температур и химического анализа проб воды, произведенного профессором Кондыревым, вычислены карты течений Колымского залива, Чукотского и южной части Восточносибирского морей – двух решающих участков сквозного пути;
  • велись наблюдения над приливо-отливными течениями, с которыми связано переменное сжатие льдов;
  • подтверждены рейсовыми материалами: вычисленная гидрологом Березкиным карта распространения приливной волны в море Лаптевых и мелководье севернее Новосибирского архипелага;
  • получены ценные материалы, характеризующие давление волн арктических морей на корпус судна.

20 сентября экипаж приветствовали в Мурманске. Этот рейс стал первым безаварийным плаванием северным путём в одну навигацию. В правительственной телеграмме, переданной на имя Николаева и Визе, говорилось: «Горячо поздравляем и приветствуем участников экспедиции ледореза «Ф. Литке», впервые в истории арктических плаваний завершивших в одну навигацию сквозной поход с Дальнего Востока на запад. Успехи экспедиции «Ф. Литке» свидетельствуют о прочном завоевании Арктики советскими моряками». Благодаря этому уже в следующем году по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток прошли обычные пароходы «Ванцетти» и «Искра», а встречным курсом – «Анадырь» и «Сталинград». 

В Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа НАН Беларуси хранится книга «“Литке” идёт на Запад» (1935), которая написана специальным корреспондентом газеты «Водный транспорт» Евгением Юнга (Михейкин), который принимал участие в данной экспедиции. В книге расписывается о героическом походе ледореза северным морским путём и о людях корабля, которые сделали это возможным. 

В ЦНБ НАН Беларуси также находятся труды человека, имя которого является названием легендарного ледореза – Фёдора Петровича Литке. Со всей литературой можно ознакомиться в универсальном читальном зале библиотеки

×
Войти в личный кабинет
Адрес электронной почты *
Пароль *
Забыўся пароль?
×
Логин *
E-mail *
Пароль *
Повторите пароль *
×
Генерацыя пароляў
Введите адрес электронной почты и мы вышлем вам ссылку для сброса пароля