Прорезая лёд. 90 лет со дня сквозного рейса ледореза «Литке»
Только моряки знают чувство, когда корабль становится частью команды, и только они по-настоящему поймут радость и гордость моряка капитана Николаева и те ласково-трогательные прозвища, которые повторяются в матросских кубриках чаще, чем официальное название корабля: «Лидушка» и «Лидочка».

Ледорез «Ф. Литке», названный в честь знаменитого мореплавателя и адмирала Фёдора Петровича Литке, изначально был построен для Канады в 1909 году и носил название «Эрл Грей». В начале Первой мировой войны он был куплен Россией для обслуживания Архангельского порта и переименован в «Канаду», а в 1921 году ледорез перешёл в ведение Управления морским транспортом Белого моря и Северного Ледовитого океана (Белмортран) и тогда уже получил своё знаменитое имя.
В 1929 году «Литке» совершил смелый рейс к острову Врангеля, заблокированному льдами, в 1931–1932 годах – первое в истории зимнее плавание в Охотском море, продолжавшееся более 150 дней.

Но самым знаменитым путешествием стал сквозной рейс по Северному морскому пути, который проходил с 28 июня по 20 сентября 1934 года. На его борту находились участники экспедиции во главе с членом-корреспондентом АН СССР Владимир Юльевич Визе.

Тогда было пройдено двенадцать морей и два океана: шесть тысяч миль. Поход от Владивостока до Мурманска занял восемьдесят три дня. Из них – пятьдесят одни сутки и тысяча пятьсот миль непрерывной борьбы со льдами. Из них – двадцать дней эксплуатационной работы:
- освобождение первой Ленской экспедиции из ледяного плена под островами Самуила;
- проводка речного буксирного парохода «Партизан Щетинкин» через льды пролива Вилькицкого;
- снятие с мели в устье Енисея английского лесовоза «Марклин».
Выполнена намеченная планом научная работа:
- при помощи данных распределения температур и химического анализа проб воды, произведенного профессором Кондыревым, вычислены карты течений Колымского залива, Чукотского и южной части Восточносибирского морей – двух решающих участков сквозного пути;
- велись наблюдения над приливо-отливными течениями, с которыми связано переменное сжатие льдов;
- подтверждены рейсовыми материалами: вычисленная гидрологом Березкиным карта распространения приливной волны в море Лаптевых и мелководье севернее Новосибирского архипелага;
- получены ценные материалы, характеризующие давление волн арктических морей на корпус судна.

20 сентября экипаж приветствовали в Мурманске. Этот рейс стал первым безаварийным плаванием северным путём в одну навигацию. В правительственной телеграмме, переданной на имя Николаева и Визе, говорилось: «Горячо поздравляем и приветствуем участников экспедиции ледореза «Ф. Литке», впервые в истории арктических плаваний завершивших в одну навигацию сквозной поход с Дальнего Востока на запад. Успехи экспедиции «Ф. Литке» свидетельствуют о прочном завоевании Арктики советскими моряками». Благодаря этому уже в следующем году по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток прошли обычные пароходы «Ванцетти» и «Искра», а встречным курсом – «Анадырь» и «Сталинград».






В Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа НАН Беларуси хранится книга «“Литке” идёт на Запад» (1935), которая написана специальным корреспондентом газеты «Водный транспорт» Евгением Юнга (Михейкин), который принимал участие в данной экспедиции. В книге расписывается о героическом походе ледореза северным морским путём и о людях корабля, которые сделали это возможным.


В ЦНБ НАН Беларуси также находятся труды человека, имя которого является названием легендарного ледореза – Фёдора Петровича Литке. Со всей литературой можно ознакомиться в универсальном читальном зале библиотеки.