Выстава «К 90-летию со дня рождения А. М. Адамовича»
В читальном зале гуманитарных наук Центральной научной библиотеки имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси демонстрируется выставка «К 90-летию со дня рождения члена-корреспондента А. М. Адамовича, писателя, критика, литературоведа, профессора»
Выставка приурочена к юбилейной дате со дня рождения известного белорусского писателя, публициста, кинодраматурга, литературоведа, члена-корреспондента НАН Беларуси Александра Михайловича Адамовича (1927-1994).
В белорусскую литературную критику Алесь Адамович пришел в середине 50-х годов. Его выступления с рецензиями и статьями по актуальным вопросам белорусской литературы были действительно новым словом в белорусской литературно-творческой жизни. В своей автобиографии Адамович писал: «И литературная критика, могу засвидетельствовать, способна стать твоей страстью, но пока ты веришь, что это не «буря в стакане воды», а действительно общественное дело». На выставке демонстрируются ранние статьи и рецензии, посвященные истокам белорусского романа, психологическим портретам литературных героев, творчеству Я. Коласа, К. Чорного, И. Мележа, Л. Толстого, Ф. Достоевского.
Ярко выраженный индивидуальный критический метод А. Адамовича определяется как интуитивно-исследовательский с отчетливым стремлением автора соединить литературоведение и критику в одно, вести исследование как в научном, так и в критическом плане. Среди материалов выставки такие известные книги : «Шлях да майстэрства : станаўленне мастацкага стылю К. Чорнага» (1958), «Культура творчасці» (1959), «Беларускі раман : станаўленне жанра» (1961). В это же время написаны и изданы первые романы Адамовича: «Война под крышами» (1960) и «Сыновья уходят в бой» (1963), объединенные в дилогию «Партизаны» (1963). Из автобиографии писателя: «Очень хотелось рассказать о пережитом, увиденном во время войны. И чем больше читал о войне, тем больше верил, что «мое» еще не рассказано…»
Второй период творчества Алеся Адамовича приходится на конец 60-х – 70-е годы. На выставке демонстрируются следующие произведения, знаковые для этого периода: «Горизонты белорусской прозы» (1974), «Здалёк і зблізку» (1976), «Літаратура, мы і час : артыкулы і выступленні» (1979). Среди художественных произведений: «Хатынская повесть» (1973, на белорусском языке – 1976), «Я з вогненнай вёскі…» (в соавторстве с Я. Брылем и В. Колесниковым, 1974).
Третий период в творчестве Адамовича – это 80-90-е годы, исключительные по творческой активности исследователя. Одна за другой выходят монографии, сборники статей историко-литературного, литературно-публицистического, философского содержания. На выставке представлены: "Браму скарбаў сваіх адчыняю…"(1980), «Война и деревня в современной литературе» (1982), «Выбери – жизнь : лит. критика, публицистика» (1986), «Литература и проблемы века (задачи сов. лит. в борьбе за мир, за жизнь на Земле)» (1986) и другие. Этот период для писателя характеризуется включением в контекст глобальных проблем, связанных с ядерной и экологической угрозой, острым переживанием Чернобыльской катастрофы, открытием правдивой информации о катастрофе и ее влиянии на судьбы людей, судьбу белорусской нации, писателя волнуют проблемы гуманизма в литературе и жизни, защита общечеловеческих ценностей, сохранение цивилизации.
Один из разделов выставки посвящен литературе о жизни и деятельности Алеся Адамовича, актуальности изучения богатого наследия Адамовича-ученого и Адамовича-писателя. Если говорить о выборе главной книги творчества писателя, то Адамович не оставил прямых указаний на роман-ассоциацию. Однако ряд биографических фактов позволяет предположить, что в таком качестве следует рассматривать итоговое произведение «Vixi» («Прожито», 1993-1994), которое также демонстрируется на выставке.
Перечень основных произведений Александра Михайловича Адамовича представлен в буклете.