Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси

Пн - Пт: 8:45 - 20:00

К 135-летию со дня рождения Марка Шагала

«Я всегда писал такие картины, где все краски до единой 
были переполнены любовью к людям»

6 июля 1887 года в простой еврейской семье на окраине Витебска  родился мальчик, которого назвали Мовша. Миру он стал известен как Марк Шагал – один из самых неординарных художников XX века.

Образы родителей всегда были очень дороги Шагалу. Глава семейства, Хацкель Мордухов, был тихим, набожным и работящим. «Все в отце казалось мне загадочным и печальным, – вспоминал художник. - Всегда усталый, озабоченный, высокий и худой человек – только в глазах его отражался нежный голубовато-серый цвет. В жирной, грязной рабочей одежде с широкими карманами, из которых выглядывал темно-красный платок, он возвращался домой. Вместе с ним приходил вечер».

Мать художника, Фейга-Ита Менделевна Чернина, напротив была женщиной общительной, энергичной и предприимчивой. Вспоминая о ней, Марк Шагал писал: «Вижу, как она руководит домом и отцом, без конца что-то строчит, возится в бакалейной лавке... Какими словами, какими красками показать ее, улыбающуюся у входа в дом или сидящую за столом в ожидании гостей? … Она любила разговаривать, так выворачивая и растягивая слова, что озабоченный собеседник улыбался. Не меняя позы, едва двигая губами, она почти не открывала рта и роняла слова, как это могла делать только королева… Весь мой талант таился в ней, в моей матери…». 

Учиться Марк Шагал не любил, даже оставался на второй год. На уроках был довольно невнимательным и рассеянным. А выступления перед классом и вовсе вызывали у него дикое смущение и сковывающий страх. Во время объяснений учителя Шагал обычно занимался рассматриванием разных предметов в мельчайших подробностях, замечал незамечаемое «обычными» людьми. А когда один из его одноклассников показал Шагалу срисованный из журнала рисунок, Марк незамедлительно отправился в библиотеку, заказал «Ниву» и принялся копировать абсолютно все картинки, попадающиеся ему на глаза.

Шагал вспоминал: «Оставаясь один на один с рисунком, я ясно представлял, что мне нужно было делать. Все казалось таким простым. Но мне хотелось найти свои собственные средства выражения…» В нем пробуждался художник. С тех пор Шагал не расставался с бумагой и карандашом. «В один прекрасный день, когда мама сажала в печку хлеб на длинной лопате, тронул ее за перепачканный мукой локоть и сказал: Мама, я хочу быть художником»

В 1906 году она привела его в частную школу рисования и живописи Иегуды Пэна, учеба в которой прошла для юноши незаметно.

Ощутив уверенность в своих силах, Шагал уехал в Санкт Петербург, как считал он сам – навсегда, чтобы стать художником. Знакомство в Петербурге со Львом Бакстом предопределило его судьбу. Шагал отправился в Париж, который с первых дней очаровал художника. «Я проник в самое сердце французской живописи. Я был захвачен. Никакая академия не могла бы дать мне все то, что я вбирал на выставках Парижа, в его музеях, с его витрин» – писал Марк Шагал в своих воспоминаниях.

В Париже художник поселился в легендарном «Улье» – месте жительства французской и приезжей богемы, которое называли Вавилоном нищих талантов. Здесь или умирали от голода, или становились знаменитыми. Марка Шагала узнал весь мир. В 1977 году художник получил наивысшую награду Франции – Большой крест Почетного легиона. 

Наверное, ему просто повезло, подумаете вы. Да, возможно, ему просто повезло… А, возможно, это связано с особым мироощущением художника. Марк Шагал в любых обстоятельствах умел быть счастливым. Все дни в своей жизни он называл прекрасными. Он не боялся пробовать новое и идти навстречу неизведанному, выходя из своей «зоны комфорта». За всю свою жизнь он не растратил способность удивляться и любить то, что его окружает. Он всегда был открыт миру и мир всегда отвечал ему взаимностью, открывая новые пути и новые возможности. Другими словами, Марк Шагал обладал мышлением и мироощущением успешного человека.

  • Интересно, что Шагал является единственным в мире художником, чьими витражами украшены соборы практически всех конфессий. Среди них старинные синагоги, лютеранские храмы, католические костелы и другие общественные сооружения, расположенные в США, Европе и Израиле.
  • Специально по заказу Шарля де Голля, французского президента (1959—1969), художник выполнил оформление плафона Гранд-Опера в Париже. Спустя два года создал два панно Нью-Йоркскому Метрополитен-Опера. 
  • И кстати, Марк Шагал вошел в рейтинг художников, чьи картины обрели популярность среди воров. Пропавшими сегодня числятся более 500 работ мастера. Шагала опередили лишь Пабло Пикассо и Хуан Миро. 

Книги о Марке Шагале и альбомы с репродукциями его картин можно заказать через ЭК ЦНБ НАН Беларуси.

топ-услуги