Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси

Пн - Пт: 8:45 - 20:00

Человека победить нельзя. Эрнесту Хемингуэю 125 лет со дня рождения

21 июля 1899 года родился Эрнест Миллер Хемингуэй. В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за повесть «Старик и море» (1952). В 1954 году писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе.


Человека победить нельзя. Эрнесту Хемингуэю 125 лет со дня рождения 
Человека победить нельзя. Эрнесту Хемингуэю 125 лет со дня рождения

Эрнест Хемингуэй вошёл в мировую литературу как один из самых ярких и самобытных литераторов ХХ века. Он был истинным сыном этого стремительного и бурного века, насыщенного войнами и революциями, невиданными доселе. Его биография и его творчество неотделимы от истории прошлого века.


Человека победить нельзя. Эрнесту Хемингуэю 125 лет со дня рождения

И не только потому, что Хемингуэй был причастен ко многим крупнейшим историческим событиям – достаточно сказать, что он был участником двух мировых войн и национально-революционной войны в Испании, – но прежде всего потому, что он в своем творчестве стремился ответить на больные вопросы современности, ответить честно и бескомпромиссно.

Творчество великих русских писателей-реалистов стало для Хемингуэя тем образцом психологической достоверности, к которой он стремился. «У Достоевского есть вещи, – писал он, – которым веришь и которым не веришь, но есть и такие правдивые, что, читая их, чувствуешь, как меняешься сам, – слабость и безумие, порок и святость, одержимость азарта становились реальностью, как становились реальностью пейзажи и дороги Тургенева и передвижение войск, театр военных действий, офицеры, солдаты и сражения у Толстого».

В книге «Зеленые холмы Африки» Хемингуэй писал: «…я читал повесть «Казаки» – очень хорошую повесть. Там был летний зной, комары, лес – такой разный в разные времена года - и река, через которую переправлялись в набеге татары, и я снова окунулся в Россию того времени».

В писателях-классиках Хемингуэй видел не только учителей, но и соперников, он считал, что у классиков надо учиться, но ни в коем случае не подражать им. «Какой толк писать о том, о чем уже было написано, если не надеешься написать лучше? – спрашивает он в очерке «Маэстро задает вопросы». – В наше время писателю надо либо писать о том, о чем еще не писали, либо обскакать писателей прошлого в их же области. И единственный способ понять, на что ты способен, – это соревнование с писателями прошлого…»

Добиваясь краткости и выразительности, Хемингуэй очень рано выработал прием, который он сам окрестил «принципом айсберга»: «Если писатель хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить многое из того, что знает, и, если он пишет правдиво, читатель почувствует все опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды».

Умение в нескольких словах рассказать многое, дать пищу для размышлений, пробудить чувства и эмоции — это высшая степень владения языком и высший уровень писательского мастерства.

Однажды Хемингуэй заключил спор, что напишет рассказ, состоящий всего из 6 слов, способный растрогать любого читателя, в переводе получилось ещё меньше – 4 слова: «Продаются детские ботиночки. Неношеные» («For sale: baby shoes, never used»). Писатель выиграл спор.


Человека победить нельзя. Эрнесту Хемингуэю 125 лет со дня рождения

Тема человека, вернувшегося с войны, тема целого поколения, физически и морально искалеченного войной, в полную силу зазвучала в первом романе Хемингуэя «Фиеста (И восходит солнце)» (1926). Хемингуэй считал свой роман трагическим.


Человека победить нельзя. Эрнесту Хемингуэю 125 лет со дня рождения 
Человека победить нельзя. Эрнесту Хемингуэю 125 лет со дня рождения

Ощущение трагической обреченности человека, его бессилия перед жестокостью жизни, владевшее писателем в тот период, особенно ярко высветилось в рассказах, составивших два его сборника – «Мужчины без женщин» (1927) и «Победитель не получает ничего» (1933).


Человека победить нельзя. Эрнесту Хемингуэю 125 лет со дня рождения

Тема, которая занимает значительное место в творчестве Эрнеста Хемингуэя, тема человеческих проблем всё того же послевоенного поколения, людей, оторвавшихся от родной почвы, от своих корней и бесцельно блуждающих по свету. В рассказах сборника «В наше время» он подчёркивал духовную скудость этих людей, разорванность их душевных, эмоциональных связей («Мистер и миссис Эллиот», «Кошка под дождем», «Не в сезон»).


Человека победить нельзя. Эрнесту Хемингуэю 125 лет со дня рождения 
Человека победить нельзя. Эрнесту Хемингуэю 125 лет со дня рождения

В Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа НАН Беларуси хранятся в фондах множество изданий книг Эрнеста Хемингуэя, которые представлены не только языком оригинала, но и переведены на белорусский, русский и другие языки. Ознакомиться с творчеством писателя можно в электронном каталоге.

топ-услуги
Платежные системы Беларуси