Марр Николай Яковлевич
Лингвист, археолог и этнограф. Академик НАН Беларуси, Петербургской АН, АН СССР. Создатель ненаучного «нового учения о языке». Доктор словесности, профессор.
Биография
Николай Яковлевич Марр родился 6 января 1865 г. в Кутаиси. По окончании учебы в гимназии переехал в Петербург.
В 1890 г. Н. Я. Марр окончил Петербургский университет, где он одновременно занимался на всех отделениях Восточного факультета, изучив все преподававшиеся на факультете восточные языки. В 1990 г. Н. Я. Марр становится профессором этого университета, а со временем одним из самых заметных российских востоковедов рубежа веков.
Н. Я. Марр внёс большой вклад в историю, археологию и этнографию Грузии и Армении, опубликовав много древнегрузинских и древнеармянских текстов и надписей, проведя раскопки ряда древних городов и монастырей Кавказа. Значение его работ в этой области сохраняется до настоящего времени. В 1902 г. в Иерусалиме Н. Я. Марр открыл книгу Георгия Мерчули «Житие Григория Хандзтели». Он является создателем армянской и грузинской национальных школ востоковедения. В 1908 г. Н. Я. Марр издал грамматику древнеармянского языка (грабара), а в 1910 г. — работу «Грамматика чанского (лазского) языка с хрестоматиею и словарем», высоко оцененные специалистами.
В самом начале научной деятельности, в 1880-е годы, Н. Я. Марр заинтересовался вопросами генетической связи языков Кавказа (в частности, картвельских, к которым относятся и лазский, и его родной грузинский) и выдвинул ряд гипотез о родстве их с семитскими и баскским. В созданном им «новом учении о языке» («яфетической теории»), с которым он выступил в ноябре 1923 года, преобладают совершенно ненаучные, непроверяемые утверждения, такие, как происхождение всех языков от «четырёх элементов», идея «яфетических языков» как некой не генетической, а социально-классовой общности и т. п. Отсутствие лингвистического образования мешало Марру научно проверять свои априорные гипотезы и ничем не ограничивало его фантазию. Выучив большое число языков на практическом уровне, сколько-либо полно он владел данными об истории только картвельских языков и абхазского. Хорошо изученная к тому времени история индоевропейских и тюркских языков фактически им игнорировалась.
С 1928 г. Н. Я. Марр начал усиленно сближать свою теорию с марксизмом. В частности, появилась идея о языке как «надстройке» над социально-экономическими отношениями, отражающим стадии развития общества (рабовладельческую, феодальную и т. п.); традиционная индоевропеистика была объявлена им «буржуазной наукой».
В 1921 г. Н. Я. Марр основал в Петрограде Яфетический институт, впоследствии Институт языка и мышления им. Н. Я. Марра (ныне Институт лингвистических исследований РАН в Петербурге и Институт языкознания РАН в Москве). В 1928 г. Н. Я. Марр становится академиком только что образованной Белорусской академии. В 1926–1930 гг. Н. Я. Марр одновременно был директором Ленинградской публичной библиотеки. 3 марта 1930 г. был избран вице-президентом АН СССР. С 1929 по 1934 г. был председателем Российского Палестинского Общества.
За работы в области языкознания отмечен Премией им. В. И. Ленина (1928). К 45-летию научной деятельности Н. Я. Марр был награждён орденом Ленина (1933). Этот юбилей прошёл без самого Марра: в октябре 1933 года он перенёс инсульт, прожил после него ещё год, но к работе не возвращался. Умер Н. Я. Марр 20 декабря 1934 г. По случаю смерти и похорон Марра в Ленинграде были отменены занятия в школах, а траурные мероприятия были сопоставимы с происходившими в честь убитого незадолго до этого С. Кирова. Уже на другой день после кончины Н. Я. Марра была отпечатана брошюра его памяти.
Н. Я. Марр автор более 500 научных трудов.
Труды
Баскско-кавказские лексические параллели / Н. Я. Марр. — Тбилиси : Мецниереба, 1987. — 191 с.
Книга в библиотекеВопросы «Вепхисткаосани» и «Висрамиани» / Н. Я. Марр. — Тбилиси : Мецниереба, 1966. — 294 с.
Книга в библиотекеОписание грузинских рукописей Сенайского монастыря / Н. Я. Марр. — Москва : Издательство АН СССР, 1940. — 276 с.
Книга в библиотеке