Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси

Пн - Пт: 8:45 - 20:00

Азгур Заир Исаакович

Скульптор-портретист, народный художник БССР. Академик НАН Беларуси. Автор рельефа памятника-обелиска на площади Победы, скульптурного ансамбля памятника Якуба Коласа в Минске и др.

Биография

Заир Исаакович Азгур родился 15 января 1908 г. в д. Молчаны Сенненского р-на Витебской области.

В 1922–1925 гг. З. И. Азгур учился в Витебском художественном техникуме. В 1925 г. переехал в г. Ленинград, где окончил Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) (1925–1928). В 1928–1929 гг. продолжил учебу в Киевском государственном художественном институте. В 1930 г. Заир Исаакович возвратился в г. Минск. 1930-е гг. — период творческого становления З. И. Азгура в станковой и монументальной скульптуре. В этот период он создает цикл портретов государственных деятелей (К. Маркса, Ф. Энгельса, Я. Свердлова, В. Ленина, И. Сталина) и представителей белорусской творческой интеллигенции (театрального деятеля В. Голубка, врача-психиатра К. Монахова, оперной певицы Л. Александровской, поэтов Я. Купалы и Я. Коласа), принимает участие в первых крупных правительственных заказах (декорировании интерьеров Дома Правительства БССР, Минского театра оперы и балета, Дворца пионеров, Дома офицеров).

С 1941 г. скульптор работает в г. Гомеле при редакции ЦК КП(б) Белоруссии в должности заведующего художественным отделом агитплаката. В 1942–1944 гг. З. И. Азгур командируется в г. Москва в Управление по делам искусств при СНК БССР, где работает в отделе пропаганды и агитации в должности скульптора. В это время он создает около сорока портретов героев Великой Отечественной войны: Н. Гастелло (1942), В. Талалихина (1942), А. Кривошеина (1942), А. Молодчего (1943), М. Сильницкого (1943) и др. В 1944 г. Заиру Азгуру было присвоено звание «Народный художник БССР» за серию портретов, созданную в годы Великой Отечественной войны.

В 1944 г. Заир Исаакович возвращается в г. Минск и работает главным художником Дома правительства БССР. В послевоенное время он продолжил цикл портретов Героев Советского Союза (К. Заслонова, 1947), начал новую серию портретов деятелей белорусской культуры прошлого (Ф. Скорины и А. Пашкевич, оба 1947).

В 1946 г. З. И. Азгур был удостоен Государственной премии СССР за портреты дважды Героя Советского Союза А. И. Молодчего (1943 г.), Героев Советского Союза А. И. Родимцева (1943 г.) и М. Ф. Сильницкого (1943 г.), а в 1948 г. — за портрет Ф. Э. Дзержинского.

Художник создал немногочисленные серии портретов Героев Социалистического Труда (Т. Шкурко (1949), Е. Лесничей (1949), А. Стыкут (1951)) и лидеров коммунистических партий (Мао Цзэ-Дуна, Ким ИР Сена, Хо Ши Мина, Долорес Ибаррури, Пальмиро Тольятти (все 1950)). Знаковая монументальная работа скульптора в 1950-е гг. — рельеф для памятника-обелиска на площади Победы в г. Минске (1954 г.), установленного к десятилетию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

В 1950–1960-е гг. Заир Исаакович выполнил цикл портретов деятелей белорусской культуры и науки: писателя Я. Коласа, драматурга К. Крапивы, скульптора С. Селиханова, актеров В. Крыловича и И. Болотина, физика Б. Степанова, математика Н. Еругина и др.

Наиболее значительные монументальные работы З. Азгура — памятники-бюсты дважды Героя Советского Союза С. Грицевца (1951), Я. Купалы и Ф. Дзержинского (1953) в г. Минске, В. Талаша в г. Петрикове (1951), П. Машерова в г. Витебске (1981) и др. Заир Исаакович является автором скульптурного ансамбля памятника Я. Коласа (1972) на одноимённой площади в г. Минске.

В 1947 г. З. И. Азгур был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1958 г. стал действительным членом этой Академии. В 1958 г. скульптор удостоен золотой медали Министерства культуры СССР и серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе за портрет Рабиндраната Тагора. В 1973 г. ему было присвоено почётное звание «Народный художник СССР».

С 1980 г. З. Азгур руководил Творческой мастерской скульптуры Академии художеств СССР в г. Минск (с 1991 г. — Творческая академическая мастерская скульптуры Министерства культуры Республики Беларусь). На ее базе в 1996 г. по указу Президента Республики Беларусь был создан «Мемориальный музей-мастерская З. И. Азгура».

Заир Исаакович Азгур является автором более 500 публицистических статей по проблемам изобразительного искусства и 5 книг мемуаров («Незабываемое» (1962), «То, что помнится...» в 5 книгах (1977-1994)).

В 1947–1967, 1971–1980 гг. — являлся депутатом Верховного Совета БССР. В 1995 г. совместно с другими академиками Академии художеств СССР З. Азгур был избран академиком Академии наук Беларуси.

За свои выдающиеся достижения З. И. Азгур был дважды удостоен Государственной премии СССР (1946, 1948), награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1949), Красной Звезды (1943), Ленина (1955, 1978), Октябрьской Революции (1971), Дружбы народов (1987), медалью Франциска Скорины (1992) и др.

Произведения художника находятся в собраниях Национального художественного музея Республики Беларусь, Музее истории Великой Отечественной войны, в Мемориальном музее-мастерской З. И. Азгура (г. Минск, Республика Беларусь), Государственной Третьяковской галерее (г. Москва, Российская Федерация), Астраханской областной картинной галерее (г. Астрахань, Российская Федерация), Молдавском художественном музее (г. Кишинев, Молдова) и др.

Заир Исаакович Азгур, выдающийся портретист ХХ в., стоявший у истоков формирования белорусской скульптурной школы, ушел из жизни 18 февраля 1995 г.

Труды

То, что помнится.... Азгур

То, что помнится... / З. И. Азгур. — Москва : Изобразительное искусство, 1969. — 403 c.

Книга в библиотеке
Незабыўнае. Азгур

Незабыўнае / З. І. Азгур. — Мінск : Дзяржвыд БССР, 1962. — 287 с.

Кніга ў бібліятэцы

Об ученом

Exegi monumentum aere perennius (Да 115-годдзя з дня нараджэння Заіра Азгура)

топ-услуги