Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси

Пн - Пт: 8:45 - 20:00

Высоцкий Михаил Степанович

Ученый и конструктор в области машиностроения, общественный деятель. Академик НАН Беларуси, директор Объединенного института машиностроения (2006–2012). Доктор технических наук, профессор. Герой Беларуси.

Биография

Михаил Степанович Высоцкий родился 10 февраля 1928 года в д. Семежево Копыльского района Минской области.

Трудовую деятельность М. С. Высоцкий начал на Минском автомобильном заводе в 1946 году слесарем-сборщиком. В 1949 году, окончив автомеханический техникум, стал работать конструктором. В том же году М. С. Высоцкий поступил во Всесоюзный заочный машиностроительный институт (г. Москва), который успешно окончил в 1955 году.

В 1950‑е годы на заводе налаживалось производство бортового автомобиля МАЗ‑200 и самосвала МАЗ‑205. Начинающий конструктор внес ряд значительных изменений, позволивших адаптировать к конвейерной сборке кабину, оперенье, крылья и добился их реализации в производстве. В 1955 году М. С. Высоцкий назначается начальником конструкторского бюро специальных прицепов для нужд обороны страны. Разработанные им конструкции прицепов и полуприцепов с рядом уникальных новшеств (торсионная подвеска, герметичные тормоза и аппараты к ним), впервые примененных на Минском автозаводе, были использованы как шасси для монтажа передвижных электростанций и систем управления для запуска первого искусственного спутника Земли, а также для других оборонных целей. В эти годы впервые на Минском автозаводе была освоена разработанная под руководством М. С. Высоцкого серия прицепов и полуприцепов грузоподъемностью от 8 до 80 т.

Умение находить оригинальные конструкторские решения и воплощать их в жизнь было высоко оценено руководством завода и Совнархозом БССР. В 1961 году М. С. Высоцкий назначается главным конструктором Минского автозавода. Готовясь к производству новых автомобилей, М. С. Высоцкий предложил создать переходные модели, которые обеспечили скорейшее освоение и установку новых оригинальных узлов на автомобили семейства МАЗ‑200, ускорив полный переход к производству семейства автомобилей МАЗ‑500.

В 1970 году за создание конструкции унифицированного семейства высокопроизводительных большегрузных автомобилей МАЗ‑500 и организацию их производства на Минском автомобильном заводе М. С. Высоцкому в составе авторского коллектива была присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники.

В 1971 году под руководством М. С. Высоцкого создается семейство автомобилей МАЗ‑500А, а в 1978 г. — МАЗ‑5335. Все последующие модели автомобилей отличаются от предыдущих более высокими технико-экономическими показателями: скоростными и тормозными свойствами, топливной экономичностью и плавностью хода, маневренностью и эргономичностью.

Для достижения столь высоких результатов необходимы были глубокие исследования сложных производственных проблем, возникших при создании новых семейств автомобилей МАЗ‑500. Систематизировав и обобщив научно-исследовательские и экспериментальные работы, выполненные на Минском автозаводе, М. С. Высоцкий в 1970 году успешно защищает кандидатскую диссертацию. Выводы, сделанные им, сводились к необходимости создания большегрузных автопоездов для магистральных перевозок, которых не было в стране. Решить поставленные задачи невозможно было без глубоких фундаментальных научных исследований. Учитывая масштабность целей, М. С. Высоцкий активно привлекает научный потенциал академической, вузовской и отраслевой науки к решению актуальных проблем машиностроения.

Уже в 1974 году по его инициативе на МАЗе был создан академический Отдел грузовых автомобилей (ОГрА), а в 1986 — штатная академическая лаборатория двойного подчинения — АН БССР и Минскому автозаводу.

В 1975 году на Минском автозаводе создается кафедра «Большегрузные автомобили» Белорусского политехнического института (Белорусский Национальный технический университет), заведующим избирается М. С. Высоцкий. В 1975 году по инициативе М. С. Высоцкого создается производственное объединение «БелавтоМАЗ» в составе головного предприятия МАЗ, Белорусского и Могилевского автозаводов, ряда автоагрегатных предприятий.

Одно из важнейших достижений М. С. Высоцкого — создание в начале 1980‑х годов нового семейства скоростных магистральных автопоездов МАЗ‑54321, МАЗ‑64221, специально предназначенных для междугородных и международных перевозок и экспорта. Впервые в СССР они успешно прошли омологационные испытания по безопасности в международном центре института ЮТАК в Париже и были удостоены в 1988 году золотой медали на Пловдивской ярмарке.

Выдающимся событием в истории белорусского автомобилестроения стало создание в конце 1980‑х годов под руководством Высоцкого уникальной принципиально новой, модульной конструкции автопоезда МАЗ‑2000 под названием «Перестройка», запатентованного в пяти ведущих странах и не имеющего аналогов в мировом автомобилестроении. Опытный образец, демонстрировавшийся на Большом Парижском автосалоне в 1988 году, стал сенсацией. «Это автопоезд XXI века» — писали о нем зарубежные журналисты. Однако, к большому сожалению, в связи с распадом СССР, «Перестройке» не суждено было стать массовой машиной.

В начале 1990‑х годов по настоянию Высоцкого были созданы полноприводные трехосные автомобили МАЗ‑6317 военного назначения, которые успешно прошли испытания в различных климатических зонах бывшего Союза, выдержали испытания в Африке. Эти машины известны также победами и призами на чемпионатах России и Европы по внедорожным автогонкам.

Новейшее шестое поколение семейства МАЗ‑6430, осваиваемое в настоящее время на Минском автозаводе, благодаря многолетнему поиску и опыту Высоцкого, вобрало в себя новейшие достижения автомобилестроения, соответствует международным требованиям на уровне Евро‑2 и Евро‑3.

М. С. Высоцкий — один из инициаторов организации в республике собственного крупномасштабного производства автобусов, руководитель создания первых моделей автобусов Минского автозавода совместно с немецкой фирмой «Неоплан». Сегодня на МАЗе действует современное автобусное производство, выпускающее широкое семейство унифицированных автобусов оригинальной отечественной конструкции. Полностью обеспечена внутренняя потребность республики в автобусах, налажен их экспорт в другие страны.

Деятельность М. С. Высоцкого по развитию отечественного машиностроения, и, прежде всего, автомобилестроения, получила высокую оценку. Научная деятельность М. С. Высоцкого и его школы получила признание в научном сообществе не только республики, но и за её пределами. В 1984 году М. С. Высоцкий избирается членом-корреспондентом, а в 1989 — академиком Академии наук БССР.

С 1992 по 1997 год М. С. Высоцкий — вице-президент АН БССР. Это был период острого экономического кризиса, и деятельность М. С. Высоцкого на посту вице-президента сыграла большую роль в сохранении научного потенциала академии и обретении ею статуса Национальной академии наук Беларуси.

В 1993–2001 гг. директор Научного центра проблем механики машин Национальной академии наук Беларуси, с 2001 г. генеральный директор Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Белавтотракторостроение» Национальной академии наук Беларуси, одновременно с 2002 г. Генеральный конструктор по автомобильной технике Республики Беларусь. С 2003 г. почетный директор Института механики и надежности машин Национальной академии наук Беларуси, в 2006–2012 гг. генеральный директор Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси.

Автор более 500 научных работ, в том числе 19 монографий, 134 изобретений и 17 патентов. Государственная премия СССР 1970 г. за создание конструкции унифицированного семейства высокопроизводительных большегрузных автомобилей, автопоездов и автосамосвалов. Государственная премия БССР 1986 г. за разработку и внедрение гибкой автоматизированной системы ускоренных испытаний выпускаемых машин. Лауреат премии Национальной академии наук Беларуси (1999 г.) в составе авторского коллектива за цикл работ «Мобильные транспортные средства. Взаимодействие со средой эксплуатации».

Награжден орденами Ленина (1974), Трудового Красного Знамени (1968), Отечества III степени (1998), Отечества II степени (2004).

Умер 25 февраля 2013 года.

Труды

Динамика автомобильных и железнодорожных цистерн / М. С. Высоцкий. — Минск : Белавтотракторостроение, 2006. — 315 с.

Книга в библиотеке Содержание

Аэродинамика колесного транспорта / М. С. Высоцкий. — Минск : НИРУП «Белавтотракторостроение», 2001. — 363 с.

Книга в библиотеке Содержание

Автомобили. Специализированный подвижной состав : учебное пособие / М. С. Высоцкий. — Минск : Вышэйшая школа, 1989. — 239 с.

Книга в библиотеке

Об ученом

Памяти академика НАН Беларуси Михаила Степановича Высоцкого // Весці НАН Беларусі. Серыя фізіка-тэхнічных навук. — 2013. — № 1. — С. 123–124.

Фотогалерея

топ-услуги