Ясинский Антон Никитович
Биография
Антон Никитович Ясинский родился 4 октября 1864 года в с. Межиричи Черкасской области, Украина. В 1888 году окончил историко-филологический факультет Императорского университета святого Владимира в Киеве. В 1896–1911 гг. профессор Императорского Юрьевского (Тартуского) университета. В 1911–1919 гг. директор Педагогического института имени П. Г. Шелапутина в Москве, одновременно приват-доцент, затем профессор Московского университета, в 1920–1922 гг. профессор Московского археологического института. В 1922–1928 гг. профессор Белгосуниверситета. В 1929–1933 гг. работал в Институте истории Белорусской АН.
Антон Никитич Ясинский занимает одно из ведущих мест, как в русском, так и в зарубежном славяноведении. С тех пор, как в 1895 г. в «Университетских известиях» была опубликована его первая крупная работа «Падение земского строя в Чешском государстве», Ясинский в течение почти сорока лет весь свой незаурядный талант историка, свои глубокие знания источников современной ему русской и зарубежной литературы отдавал изучению основных вопросов социально-экономической истории средневековой Чехии. Начав заниматься историей Чехии X–XIII вв, Ясинский в последующих работах делает объектом исследования XIV век, который, по его мнению, был критическим периодом чешской истории. Он вплотную подошел к изучению социально-экономических предпосылок гуситского революционного движения. Для изучения истории чешского крестьянства Ясинский впервые привлек такой важный источник, как поземельные описи. Красной нитью через все его работы проходит идея самостоятельного исторического развития Чехии. Работы Ясинского являются лучшим, что дало славяноведение в области изучения социально-экономической истории средневековой Чехии.
На формирование и развитие исторических взглядов Ясинского (вторая половина 80‑х годов XIX – начало XX вв.) решающее значение оказали реальная действительность во всем ее сложном многообразии, а также идеи русской либеральной буржуазной исторической науки 70–80‑х годов XIX в., влияние которых он испытывал как от преподавателей Киевского университета, так и через современную ему литературу. Сочетание этих двух факторов определило не только научные интересы Ясинского, но также сложность и противоречивость его исторических взглядов.
90‑е годы XIX – начало XX вв. — время окончательного становления исторических взглядов Ясинского. Ценным в исторических взглядах Ясинского было то, что он распространил принцип единства и закономерности исторического развития на славянские страны и доказал самостоятельность их исторического развития.
В этот период среди историков широкое распространение приобрела философия Риккерта, который считал, что исторические явления неповторимы, что законы как общие понятия не могут быть приложены к историческому процессу. Философия Риккерта оказала влияние и на А. Н. Ясинского. В лекционных курсах этого периода (1905–1917 гг.) Ясинский отказался от признания закономерности исторического процесса. Историческое развитие Ясинский ставил в прямую зависимость от отдельных личностей, свободная воля и активное действие которых играют, по его мнению, решающую роль в историческом процессе.
Переход Ясинского на позиции неокантианства явился причиной научного кризиса историка. С 1903 г. вплоть до 20‑х годов Ясинский не создал ни одной оригинальной научной работы. Два курса лекций по истории средних веков, опубликованные в этот период, являются наиболее слабым местом в научном наследии ученого. Однако и в этих лекционных курсах при рассмотрении конкретно-исторических вопросов он по-прежнему уделял большое внимание социально-экономическим вопросам, выступая сторонником общинной теории. Кроме того, следует отметить, что Ясинский не стал пересматривать в духе риккертианства основные вопросы чешской истории. Совершенно не занимаясь ими, он как бы молчаливо показал, что не собирается ни на йоту отступить от своих прежних позиций по данным вопросам.
После Октябрьской революции Ясинский продолжал свою педагогическую и научную деятельность. С 1920 г. вплоть до смерти он работал в различных высших учебных заведениях (Смоленск, Минск, Воронеж), читал курс всеобщей истории и педагогику. В 20‑х годах Ясинский был избран членом-корреспондентом Академии наук Белорусской ССР. Хотя после 1917 г. Ясинский не создал Фундаментальных работ, но его последние статьи, связанные по тематике с «Очерками и исследованиями по социальной и экономической истории Чехии в средние века», представляют большой интерес.
А. Н. Ясинский был одним из типичных и наиболее ярких представителей русской либеральной исторической науки. Его труды по социально-экономической истории средневековой Чехии по своей научной значимости с полным основанием могут быть поставлены в один ряд с работами П. Г. Виноградова по истории средневековой Англии, с трудами Н. И. Кареева и И. В. Лучицкого по аграрной истории Франции.