Харламов Иван Фёдорович
Биография
Иван Фёдорович Харламов родился 30 июня 1920 г. в д. Шарпиловка Лоевского района Гомельской области. После окончания семилетки поступил в Речицкое педагогическое училище и закончил его в 1938 г. Дальнейшую учебу продолжал в Рогачевском учительском институте на литературном факультете. В 1948 г. И. Ф. Харламов поступил на II курс литературного факультета Гомельского педагогического института, который с отличием закончил в июне 1952 г. и получил специальность учителя русского языка и литературы.
В ноябре 1940 г. И. Ф. Харламов был призван в армию. Службу проходил в качестве курсанта Смоленского военно-политического училища. Из училища был выпущен досрочно и отправлен на фронт. Участвовал в боях на Юго-Западном фронте, в одном из них был тяжело ранен. С июля 1944 г. работал заместителем редактора газеты «Боец-патриот» 39‑й Омской запасной стрелковой дивизии. В ноябре 1945 г был демобилизован из рядов Советской Армии.
Работать учителем Иван Фёдорович Харламов начал еще до войны. Работал директором Хоминской, Крупейской и Шарпиловской школ Лоевского района. В 1949 г. И. Ф. Харламов был назначен заведующим Лоевским районным отделом народного образования. В 1952 г. И. Ф. Харламов поступает в аспирантуру при Минском педагогическом институте им. А. М. Горького. После окончания аспирантуры с 1955 г. И. Ф. Харламов стал работать старшим преподавателем кафедры педагогики Гомельского педагогического института. В 1956 г. была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. C января 1961 г. по январь 1962 г. — работал заведующим кафедрой педагогики и методики начального обучения Гомельского педагогического института. В 1962–1964 гг. был проректором по учебной и научной работе. Заведующим кафедрой педагогики и психологии И. Ф. Харламов был назначен 26 августа 1965 г. и оставался на этой должности до 3 марта 2003 г.
В 1972 г. вышла его монография «Теория нравственного воспитания: Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи», по которой в октябре была защищена докторская диссертация. В 1975 г. эта монография была издана на словацком языке. В сентябре 1973 г. И. Ф. Харламову присуждена ученая степень доктора педагогических наук, а в 1974 г. присвоено ученое звание профессора.
Тема докторской диссертации определила ход дальнейших научных исследований И. Ф. Харламова. Основное их направление составляло изучение теоретико-методических основ нравственного воспитания. Начиная с середины 70‑х гг. издательство «Народная асвета» осуществляет выпуск методических пособий для учителей и классных руководителей под серийным названием «Этические беседы с учащимися». И. Ф. Харламов являлся соавтором разрабатываемых материалов, писал предисловия к сборникам и осуществлял их научное редактирование.
Параллельно И. Ф. Харламов работал над созданием пособия для классных руководителей «Нравственное воспитание школьников», которое было издано в 1983 г. московским издательством «Просвещение» в серии «Библиотека классного руководителя». В поле зрения И. Ф. Харламова всегда находились вопросы повышения эффективности вузовского обучения. И. Ф. Харламов глубоко и всесторонне исследовал вопросы специфики вузовского обучения, совершенствования лекторского мастерства преподавателей, закономерностей учебно-познавательной деятельности студентов. На протяжении 10 лет в Гомельском государственном университете под руководством И. Ф. Харламова работал научно-методический семинар молодых преподавателей. В целях повышения лекционного мастерства преподавателей И. Ф. Харламов разработал классификацию читаемых лекций по четырем уровням.
С 1991 г. И. Ф. Харламов исследовал проблемы совершенствования практической подготовки студентов и повышения качества педагогической практики.
Исследовательским коллективом было опубликовано более 50 работ по вопросам совершенствования педагогической практики студентов.
Под руководством И. Ф. Харламова было защищено 17 кандидатских диссертаций.
В 1990 г. И. Ф. Харламов был избран действительным членом Академии педагогических наук СССР по отделению «Теория и история педагогики». В 1999 г. — иностранным членом РАО. Активной была научно-организационная деятельность И. Ф. Харламова и в Беларуси. Он был членом Республиканского совета по координации научно-педагогических исследований при Министерстве просвещения БССР, членом секции педагогики и психологии научно-технического Совета Минвуза БССР, членом специализированного Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Минском педагогическом институте и Белорусском государственном университете. В состав действительных членов Национальной академии наук Беларуси И. Ф. Харламов был введен в марте 1995 г.
В 1996 г. И. Ф. Харламовым был издан первый учебник «Педагогика» на белорусском языке, что стало значительным событием в педагогической жизни Республики Беларусь. Учебник не только углублял положительные характеристики предыдущих изданий, но и был дополнен рядом новых качественных особенностей. За этот учебник в 2000 г. И. Ф. Харламову была присуждена Государственная премия. В последующие годы И. Ф. Харламов продолжал трудиться над усовершенствованием учебника, который много раз переиздавался на русском языке. Педагогическое наследие И. Ф. Харламова — неоценимый вклад в развитии педагогической науки и практики.
Автор более 300 научных трудов, в том числе 33 монографий, учебников и учебных пособий.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1980), Отечественной войны II степени (1985), медалями.
Умер 12 апреля 2003 г.
Труды
Вузовское обучение: проблемы активизации / И. Ф. Харламов. — Минск : Университетское, 1989. — 108 с.
Книга в библиотеке СодержаниеТеория нравственного воспитания / И. Ф. Харламов. — Минск : Издательство БГУ, 1972. — 363 с.
Книга в библиотекеПедагогика : Компактный учебный курс / И. Ф. Харламов. — Минск : Университетское, 2001. — 271 с.
Книга в библиотекеПедагогика : краткий курс / И. Ф. Харламов. — Минск : Вышэйшая школа, 2005. — 271 с.
Книга в библиотекеПедагогіка / І. Ф. Харламаў. — Мінск : Універсітэцкае, 1996. — 510 с.
Кніга ў бібліятэцы