Назад к разделам

XII. Боль, нарисованная кистью. Фотоальбомы

Взбунтовавшийся «мирный атом» чёрным крылом радиации накрыл огромные территории, превратил в зону запустения благодатные земли, принёс боль и страдания людям, для которых жизнь разделилась на две части: до и после Чернобыля. Последствия трагедии — не только социально-экономические, экологические, но и духовные — ощущаются до сих пор. И эхо чернобыльской катастрофы будет звучать над планетой ещё не одно десятилетие. Именно поэтому история этой беды и история преодоления её последствий заслуживают того, чтобы люди об этом знали.

Фотография — документ того события, что уже стало историей, но ещё не утратило остроту боли. Фотоальбомы рассказывают о том, чем обернулась для Беларуси чернобыльская катастрофа, что уже сделано и что ещё предстоит сделать для ликвидации её последствий.

Взгляд художника фиксирует все то, что волнует его как человека и гражданина. В итоге — на свет рождаются галереи живописных произведений, значимость которых сегодня тяжело и невозможно не определить. Внимательный зритель может увидеть тут что-то более значимое, чем просто предметы искусства.

Художники вновь и вновь напоминают миру и каждому из нас про трагедию, про страдания, боль, грусть, про уроки Чернобыля. И хотя художник мыслит в первую очередь эстетическими категориями, но ему удаётся духовно слепого делать видящим, равнодушного — сочувствующим, беззаботного — заставить думать не только про свои базовые потребности.

Но не только взрослые художники рисуют боль Чернобыля. Дети рисуют Чернобыль таким, каким его помнят взрослые. Для мамы, папы, бабушки, старших братьев, сестёр — тех, кто стал очевидцем трагедии, чьи рассказы стали основой сюжета для рисунков.

Список