Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси

Пн - Пт: 8:45 - 20:00

Оболонь

Рассказывает Панасина Ольга
Рассказывает Панасина Ольга

Какие ассоциации у вас вызывает слово «Оболонь»? У многих слово Оболонь ассоциируется лишь со знаменитым пивом, а у киевлян – с одним из самых больших и престижных жилых массивов города. Особенность это микрорайона в том, что он практически весь построен на намытом грунте. И если Оболонскому району еще не исполнилось и 45-ти лет, то возраст Оболони исчисляется веками.

Удивительные факты

Река Почайна

Сказать об Оболони просто «район» или «уголок» — невозможно. Одни только 13 озер (Белое, Луково (Авлуково), Синяково, Иорданское, Три Тони, Воздвиженское, Чернечье, Василевское, Улупка, Кляшторное, Клебанское, Узкое, Долгое) занимают ни много ни мало — 200 гектаров.

Среди этих озер брала начало летописная река Почайна (первое упоминание относится к 945 году).

Когда-то эту реку называли «Русским Иорданом» – в ее водах (у места ее впадения в Днепр) князь Владимир крестил киевлян. Во времена Киевской Руси гавань Почайны была переполнена судами. Сюда приплывали купцы и дипломаты из всех крупнейших государств Европы, следовавших по знаменитому торговому пути «из варяг в греки».

Название произошло от древнеславянского «почайна» – вода, влага. Начиналась река на Оболони. Протекая Подолом, Почайна была отделена от Днепра песчаной косой. Коса заканчивалась на уровне того места, где сейчас возвышается памятник Магдебургскому праву – тут воды Почайны и Днепра сливались воедино.

Русло реки уничтожил судоходный канал, прокопанный в 1712 для сокращения водного пути к пристани. В XIX в. разделяющая коса была размыта – воды Днепра поглотили Почайну, смыв оставшийся остров и часть Подола. От легендарной Почайны сохранилась лишь цепь небольших озер системы Опечень.

Река Почайна сегодня
Река Почайна сегодня
Карта Киева 1700 — 1800 года
Карта Киева 1700 — 1800 года

А вот, что писал о Днепре (Борисфене – «реке с севера») в своей знаменитой «Истории» Геродот: «Эта река, как я думаю, не только из скифских рек наиболее щедро наделена благами, но и среди прочих рек, кроме египетского Нила (с Нилом ведь не сравнится ни одна река). Тем не менее, из остальных рек Борисфен – самая прибыльная река: по берегам ее простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья и прозрачна (по сравнению с водой других мутных рек Скифии). Посевы вдоль берегов Борисфена превосходны, а там, где земля не засеяна, расстилается высокая трава. В устье Борисфена само собой оседает несметное количество соли. В реке водятся огромные бескостные рыбы под названием антакеи и есть много других диковин». Прорицал о будущем благодатном городе, находясь в окрестностях огромного оболонского селища.

Во времена Киевской Руси славяне называли реку Славутичем. По ее притокам издревле селились славянские племена: по р. Рось до Ингульца – русы, по Ирпеню и Тетереву – древляне, по Припяти и выше – дреговичи, по Десне и Сейму – северы, по Суле – поляне. Славился Днепр и своими рыбными промыслами. В описаниях Киева XVI-XVII вв. упоминается о том, что весной по Днепру осетры шли буквально косяками. Подоляне и жители Оболони с большой выгодой для себя сбывали рыбу и икру. Черная икра не была чем-то необычным в питании запорожских казаков. Со времени затопления днепровских порогов Киевским водохранилищем, исчезли и осетры.

Один из «отцов» украинской исторической науки Владимир Антонович писал: «В докняжескую эпоху центр городской жизни Киева помещался, правдоподобно, на нынешней Оболони». (Владимир Бонифатиевич Антонович — российский и украинский историк польского шляхетского происхождения, археолог, этнограф, один из основоположников украинской историографии, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (с 1901 года), глава киевской школы историков-украинофилов, профессор и декан историко-филологического факультета киевского Императорского университета Св. Владимира).

1900-е годы. Вид на Днепр с Правого берега
1900-е годы. Вид на Днепр с Правого берега
1900-е годы Днепр
1900-е годы Днепр
Панорама Киева

Смелое предположение подтвердилось на все сто. Перед строительством массива археологи открыли на Оболони крупное поселение рубежа новой эры — так называемой зарубинецкой культуры. Кстати, Институт археологии АН Украины работает тоже на Оболони; и специалисты этого учреждения свидетельствуют: в историческом центре Киева столь значительных поселений зарубинецкой эпохи не обнаружено. А значит, две тысячи лет назад центром жизни на территории Киева была именно Оболонь. И, похоже, апостол Андрей прорицал о будущем благодатном городе, находясь в окрестностях огромного оболонского селища.

Часть первая. Историческое прошлое

Когда-то на этом месте были роскошные луга с множеством живописных озер… Старославянское слово «оболонь» означает низинные заболоченные места, которые не пригодны для заселения. Несмотря на то, что Оболонь заливалась весенними паводками рек, она привлекала племена первобытных людей богатством животного и растительного мира. Когда сходила вода, древние славянские племена устраивали здесь сначала временные, а потом и постоянные поселения. Когда стало возможным постоянное заселение Оболони, ее жители занимались разведением домашнего скота. При этом в водоемах водилась разнообразнейшая: сомы, щуки, осетры, сазаны, карповые, судаки украшали повседневный стол наших предков

Поселение древних славян
Поселение древних славян
Капище
Капище

Если говорить о более поздней истории, то, по мнению некоторых исследователей, на пути, что вел из Верхнего города на Оболонь, находилось Велесово капище, стоял идол бога Велеса. Бог Велес в славянском пантеоне был властелином искусства, мудрости, силы духа, покровителем домашних животных, а скот ассоциировался с богатством и достатком, поэтому киевляне особо чтили это божество. На Оболони было много ручьев и рек. Среди них самые знаменитые (уже вышеописанная) Почайна и Сетомля. Это были достаточно глубокие реки. До конца XVIII века Почайна была судоходной. На ней находилась киевская гавань — Притыка. Именно сюда заходили на своих ладьях послы и купцы из разных стран. Вода в реке и озерах, по свидетельствам очевидцев, была «чиста, как кристалл, холодна и безвкусна, следовательно, хороша».

Впрочем, знаменита историческая Оболонь, не только мирными, но и делами военными. Например, в далеком 1036 году вся печенежская орда, разбитая русичами у стен Киева, отступила на Оболонь — степная конница всегда стремилась стать на отдых на лучших пастбищах. На подходе к Оболони войска князя Ярослава Мудрого заманили печенегов на болота в устье реки Сетомль и там добили и потопили орду. С тех пор печенеги в источниках не упоминаются. Зато появляются былины о битве богатыря Добрыни со Змеем Горынычем «на Пучай-реке близ Оболони». Народный эпос отразился в названиях здешних современных улиц Богатырской и Добрынинской.

Шло время, и земли Оболони стали настолько престижными, что их стремились заполучить многие. Мало того в спорах за границы наделов доходили не только до судебного разбирательства, а и до рукоприкладства. Сохранились документы, в которых земельные недоразумения между мещанами, монастырями и магистратом решали первые лица державы. Справедливость на Оболони наводили гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа, царь Алексей Михайлович и Петр I.

Разгром печенегов князем Ярославом Мурым у стен Киева в 1036 г. (обложка)
Александр Куприн
Александр Куприн

Оболонь имела необъяснимую притягательную силу для писателей и художников. Известный русский писатель Александр Куприн, живя в Киеве, написал очерк «Оболонское разорение», опубликованный в 1895 году в одной из киевских газет. Это произведение служит ярчайшей иллюстрацией быта и жизни жителей Оболони XIX века.

«…— Где здесь Оболонь? — Спрашиваю я лодочника, после того как он, поплевав на руки и кинув быстрый взгляд на концы весел, легким движением опустил их на воду.

— От же вона самисенька.

Мы плывем вдоль широкого канала, образованного двумя рядами невзрачных маленьких хатенок, едва выглядывающих из воды верхними углами окон. В этот канал впадают другие, менее широкие. Вода быстрая, почти коричневого цвета, на поверхности ее плавает солома, перья, щепки, пробка, бумага. Там и сям вдоль каналов снуют рыбачьи одновесельные плоскодонки с носами, торчащими высоко из воды. Если прибавить к этому яркий солнечный день и звонкую болтовню прекрасных оболонских рыбачек, то, в общем, получается впечатление маленькой Венеции.

Мы подъезжаем вплотную к одному потопленному домику. Я притягиваю руками лодку к оконной раме и заглядываю в нее. Вода наполняет комнату до подоконников; голые стены потрескались от сырости; развалившаяся печь зияет черной дымовой трубой; в воде среди всякого домашнего скарба плавает забытая в попыхах люлька.

— А что же, никому вода больших бед не наделала? — спрашиваю я.

— Нет. У нас уж, как только вода начнет прибывать, так все и знают: сейчас вещи на подводу складывают. Получат с участка квиток и едут в контрактовый.

Чем дальше подвигаемся мы, тем все шире и шире становится канал, быстрее течение, чище и синее вода. Вот последняя дощатая крыша, едва поднимающаяся над водой, — и мы въезжаем в открытый разлив Днепра.»

Весенние паводки XIX век
Весенние паводки XIX век
Памятник по проекту Эдуарда Брадтмана

В XVIII и первой половине XIX столетий киевский порт представлял собой практически необустроенную и неприглядную стоянку судов. В то время Почайна была уже полностью заилена, поэтому корабли, прибывавшие в Киев, вынуждены были выстраиваться в несколько рядов вдоль правого берега Днепра, что чрезвычайно осложняло погрузочно-разгрузочные работы и создавало небезопасную ситуацию.

В 1890-х годах был утвержден проект нового переустройства гавани, разработанный инженером Николаем МаксимОвичем. В 1897 году на Оболонском заливе начались строительные работы по сооружению нового киевского порта. Спустя два года гавань, названная в честь императора Николая II, была торжественно открыта.

В 1900 году в честь окончания работ по обустройству гавани на набережной Днепра был установлен памятный знак. Созданный по проекту Эдуарда Брадтмана, памятник представлял собой трёхметровый гранитный столб с бронзовым государственным гербом вверху и надписью на бронзовой доске «Гавань императора Николая II».

В начале 1920-х годов, на волне борьбы с памятниками монархического периода, памятник был снесен.

Часть вторая. Оболонь. ХХ век

Аэродром

В сентябре 1911 г. на правом берегу Почайной произошло открытие Куреневского аэродрома. Здесь появился упорядоченный аэродром с ангарами, трибунами для зрителей, буфетом, сигнальной мачтой с флагом Киевского воздухоплавательного общества, погребом для горючего. Первый же приземлившийся самолет установил мировой рекорд скорости для бипланов с двумя пассажирами. За штурвалом сидел конструктор — Игорь Сикорский.

Небо Оболони видело полеты и военного летчика Петра Нестерова. 9 сентября 1913 года он поднялся над аэродромом и первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости, названную впоследствии «петлей Нестерова», или «мертвой петлей». Киевское общество воздухоплавания за исполнение «мертвой петли», считая ее как крупный вклад в науку, удостоило Нестерова Золотой медали «За первое в мире удачное решение, с риском для жизни, непременно вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах…».

Самолет
Сталинское тоннели (метро)

Железобетонный кессон или «Сталинское тоннели (метро)»

В 1939 году в рамках оборонной программы на Оболони развернулось секретное строительство. Проектом предусматривалось сооружение под Днепром подрусловой железной дороги.

Тоннели под Днепром или как их еще называют «Сталинские тоннели» (проходит в документах как «Строительство №1 НКПС (Народный комиссариат путей сообщения СССР)») представляют собой недостроенные железнодорожныe тоннели. Работы по их

строительству производились в период с 1938 по 1941 год, а сдача в эксплуатацию планировалась на 1944 год. Проект построить тоннели под Днепром появился из-за военной необходимости — 2 железнодорожных моста, соединяющие левобережный и правобережный Киев, в случае войны можно было легко разрушить авиацией, прервав подвоз боеприпасов и пополнений для частей, обороняющих город. В тоннелях под Днепром планировали сделать систему, которая закрывала бы рельсы сверху прочными щитами, по которым могли бы проехать автомобили и военная техника.

Стройка осуществлялась в условиях высокой секретности. Рядом с местами строительства были построены небольшие заводы по производству бетона, склады для оборудования, гаражи для техники и бараки для рабочих. Рабочим же запрещали рассказывать даже друг другу о том, чем они занимаются на стройке – иначе их ждало увольнение или, что происходило гораздо чаще – тюремный срок.

Строительство метро с 1938 по 1941 год
Памятник по проекту Эдуарда Брадтмана

Укладка секций тоннелей производилась при помощи кессонов. Кессон – по сути, железобетонный ящик, который перевернут вверх дном, а в дне – отверстие. Над ним отливается железобетонная тоннельная секция, а в камеру кессона под высоким давлением закачивается вода, которая очень мощной струей размывает землю, песок, глину. Образовавшаяся смесь откачивается насосами и подается на поверхность, откуда ее потом вывозят грузовиками. Грунт вымывается и кессон вместе с тоннельной секцией оседает вниз, шахта увеличивается, образуя ствол, выложенный изнутри чугунными тюбингами, которые распирают землю под водой.

На Оболонской набережной на видном месте и в свободном доступе находится непогруженный кессон, который напоминает корабль.

Зарождение Минского района

До середины ХХ века на Оболони было немало рыбацких поселков. В выходные дни, кто пешком, а кто на лодках прибывали на луг поохотиться и порыбачить или просто отдохнуть от городской жизни.

Наконец, в 1968 году начался намыв толстой песчаной «подушки», завершивший существование знаменитых лугов Оболони. И уже в 1973-м приняли жильцов первые дома огромного массива, спланированного в форме пчелиных сот.

А ещё через 10 лет посреди уже застроенного проспекта Корнейчука (ныне Оболонского) прокладывали линию метро открытым способом — жители проспекта на протяжении нескольких лет созерцали уникальную картину метростроя из собственных окон.

Станция Минская
Станция Минская
Московский (Северный) мост

Московский (Северный) мост

Одной из достопримечательностью района, безусловно, является Московский мост, который был открыт в декабре 1976 года. В то время в Европе появился ряд очень смелых решений: стали возводить широкие мосты с большими пролетами, висящими на канатах. Проект Московского моста можно назвать уникальным. Инженеры искали новое решение, ранее нигде не применявшееся. По своей конструкции он является вантовым. Бетонный пилон внутри полый, по нему обслуживающий персонал может подняться наверх. От него в обе стороны лучами расходятся ванты – канаты, которые и держат длинный пролет практически навесу. При длине 816 метров высота моста в Киеве 119 метров. Свод возвышается над рекой на двадцать метров, поэтому под ним могут пройти даже большие суда. На верхушке моста есть две площадки, которые находятся с обеих сторон сооружения.

Интересные факты

  • Пролет моста длиной триста метров стал рекордным в СССР, благодаря чему Московский мост вошел в десятку самых большепролетных мостов мира.
  • Для тестирования моста в разных его точках устанавливали измерительные приборы и прогоняли грузовики с песком.
  • До сегодняшнего дня существуют нормы, по которым определяют нагрузку на мосты. Эти нормы были разработаны благодаря строительству уникального Московского моста.

В середине 70-х годов прошлого столетия на Оболони открылся универсам №3, работающий по принципу самообслуживания. Именно в нем впервые в Киеве появились тележки для удобства покупателей. А на выходе установлен длинный ленточный транспортер, который собирал пустые корзины. В универсаме работал стол заказов. На втором этаже был галантерейный отдел, канцтовары, игрушки, а так же отделы грампластинок и парфюмерии.

К открытию Олимпиады 1980 года советское правительство поставило задачу построить пивоварню, пиво которой бы соответствовало европейским стандартам. В качестве экспертов были приглашены чешские специалисты — всемирно известные мастера пивоварения. Именно они определили место постройки нового пивоваренного завода. Главным критерием выбора было наличие источников с артезианской водой, являющейся главным компонентом, влияющим на вкусовые свойства пива. Этим местом был избран район Оболонь. Построенный по чешскому проекту, завод производил пиво, которое быстро завоевало широкую популярность и признание. Пиво под торговой маркой «Оболонь» во всем мире стали воспринимать как традиционно украинское пиво.

Универсам #3 снаружи
Универсам #3 внутри

Часть третья. Оболонь. ХХІ век

Современные высотные здания и коттеджи, крупные торгово-развлекательные центры и насыщенная ночная жизнь превратили некогда обычный жилой массив в престижный спальный район. Сегодня, чтобы прогуляться по красивой набережной, пройтись по многочисленным магазинам, киевляне приезжают на Оболонь со всего города. В центре микрорайона выросли новые, престижные высотные дома и офисные здания, а ближе к набережной — коттеджный городок с жильем премиум-класса.

Панорама г. Оболонь
топ-услуги
Платежные системы Беларуси