Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси

Пн - Пт: 8:45 - 20:00

История белорусской государственности

История белорусской государственности
История белорусской государственности : в 5 т. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории ; [редкол.: А. А. Коваленя (гл. ред.) и др.]. – Минск : Беларус. навука, 2018–2020. – 5 т.

Идеология белорусской государственности базируется на понимании исторического происхождения белорусского этноса, незыблемости права белорусского народа на осуществление собственной национальной государственности. Несомненно, наши предки участвовали в создании Полоцкой земли, Туровского княжества и других земель и княжеств, входивших в состав Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи и Советского Союза. Как складывался исторический процесс формирования белорусского этноса и его государственности? Как трансформировались социально-экономические и общественно-политические отношения, выкристаллизовывались национальные особенности и черты белорусов, формировались их духовные и культурные ценности, которые являются важнейшими компонентами государственности?

Виртуальная книжная выставка посвящена фундаментальному пятитомному труду «История белорусской государственности» (2018-2020 гг.) и позволит более подробно рассмотреть содержание каждого тома.

Основные задачи, которые решались авторским коллективом при подготовке данного издания: изучение процесса формирования белорусского этноса, определение его места и роли в государственных образованиях, в составе которых находились белорусские земли до реального оформления собственной национальной государственности, выявление влияния (как позитивного, так и негативного) этих государственно-политических образований на развитие белорусской государственности. Соответственно, каждый том посвящен анализу истории белорусской государственности на том или ином этапе ее развития.

Издание подготовлено в рамках Государственной программы научных исследований «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» на 2016–2020 гг. (научный руководитель – доктор исторических наук, профессор, академик НАН Беларуси А. А. Коваленя) подпрограммы «История и культура» (научный руководитель – кандидат исторических наук, доцент В. В. Данилович).

Первый том охватывает наиболее длительный период – с древнейших времен и до конца XVIII в. Этот период в истории белорусской государственности оказал большое влияние на развитие ее этнического компонента и процесс формирования народности, создание предпосылок для строительства нации и национальных форм государственности. Рассмотрены и охарактеризованы такие ее исторические формы, как Полоцкое княжество (земля), Туровское княжество, Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая.

Глава 1. Историография и источники

Глава 1. Историография и источники

В первой главе отражены источники по истории первобытного периода; по этнокультурным и государствообразующим процессам начала 1-го тыс. н. э. – середины XIII в.; истории периода Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.

Основными источниками, которые позволяют реставрировать ход государствостроительных процессов на белорусских землях, являются археологические и письменные.

Сложные и многогранные исторические процессы в первобытное время невозможно понять без целенаправленных археологических исследований, продолжающихся около 200 лет. Археологические источники позволяют раскрыть суть тех времен, когда отсутствовала письменность, а также понять характер истоков зарождения белорусской государственности.

На территории Беларуси сохранились тысячи ценнейших археологических памятников, которые составляют значительную часть историко-культурного наследия страны и многие из которых не имеют аналогов в соседних государствах.

Государствообразующие процессы на территории Восточной Европы прослеживаются с IX в. по двум видам источников: письменным и археологическим. Древнерусские летописи крайне лаконичны и сообщают о событиях, происходивших намного ранее, чем были созданы сами летописи.

Археологические источники не информируют о самих событиях, но создают тот историко-культурный фон, на котором осуществлялось социальное расслоение общества и складывание государственных институтов.

Письменные источники по истории ВКЛ обычно разделяют на документальные (акты и грамоты, законодательные документы, материалы текущего делопроизводства, частная переписка) и повествовательные (хроники, летописи, жития и др.).

Глава 2. Исторические условия зарождения государственности

Глава 2. Исторические условия зарождения государственности

В данной главе представлена информация об этапах освоения территории Беларуси в первобытное время; формировании этнокультурных общностей на территории Беларуси в I тыс. н. э.; племенных княжениях – первых протогосударственных образованиях на территории Беларуси в IX–X вв.; государственности восточных славян в X–начале XI в и о предпосылках зарождения белорусского этноса.

На ранних этапах развития человеческое общество и природа были тесно взаимосвязаны. И эта зависимость остается неотъемлемой частью развития социальных отношений вплоть до наших дней. Развитие первобытного общества не может быть рассмотрено отдельно от природных процессов, имеющих место на протяжении указанного периода.

Ученые доказали, что природа и климат на протяжении каменного века играли ключевую роль в освоении территории страны, наложили свой отпечаток на развитие материальной и духовной культуры древних сообществ с момента появления следов первых людей на территории Беларуси до первых государственных образований.

В конце 1-го тысячелетия н. э. на восточноевропейских землях, в том числе и на территории современной Беларуси, были созданы все условия для формирования государственности. Предпосылок было несколько: это и социально-экономические факторы, и военно-политические. Изменение структуры общества, появление социального расслоения, и постоянные конфликты с соседями за территорию и ресурсы стали предпосылками формирования первых княжеств.

Глава 3. Первые исторические формы белорусской государственности (IX – первая половина XIII в.)

Глава 3. Первые исторические формы белорусской государственности (IX – первая половина XIII в.)

Рассматриваемый период характеризуется образованием первых исторических форм государственности на белорусских землях. Уже в IX столетии сложились исторически важные для всех восточных славян территориально-политические объединения – Киевское, Новгородское и Полоцкое княжества, которые и играли ведущую роль в государтсвообразующих процессах у восточных славян. Новейшие материалы археологических исследований, которые существенно дополняют письменные свидетельства, способствуют объективному раскрытию роли и места в них колыбели белорусской государственности – Полоцкого княжества (земли), а также других территорий современной Беларуси, чья история государственного становления связана с Киевской Русью.

Источником власти и в Киеве, и в Новгороде, и в Полоцке была соборная воля народа. В этом суть восточнославянской объединяющей идеи, которая спустя столетия стала называться национальной. Ее содержание заключалось в единстве народа и власти. Это единство было основой процесса исторической самоорганизации восточных славян. Киевская Русь объединила Киевское и Новгородское княжества, на разных условиях включила в свой состав другие восточноевропейские славянские и неславянские территории. Особое место в Киевской Руси занимало Туровское княжество, имевшее, как и ряд других земель этого государственного образования, значительную автономию.

Княжество полочан послужило основой отдельной территориально-политической структуры – Полоцкой земли, государственное развитие которой происходило по тем же принципам, что и Киевской Руси.

Глава 4. Великое Княжество Литовское: белорусская государственность в середине XIII – середине XVI в.

Глава 4. Великое Княжество Литовское: белорусская государственность в середине XIII – середине XVI в.

С середины XIII в. на белорусских и литовских землях оформляется новый политический и государствообразующий центр и формируется новое государство – Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (далее ВКЛ).

Как и почему образовалось ВКЛ, каково его политическое и этническое содержание, какова роль в его возникновении и развитии представителей литовского и белорусского этносов и их элит – вопросы, которые возникали уже во время существования ВКЛ и на которые по-разному отвечают историки. Стремление доказать принадлежность этого государства какому-нибудь конкретному этносу постоянно носило не столько научный, сколько политический характер. Такой подход – путь в тупик, так как ВКЛ являлось полиэтническим государством, история которого принадлежит всем народам, его населявшим. Каждый из этих народов внес свой вклад в становление и развитие ВКЛ.

В данной главе пойдет речь об образовании ВКЛ, особенностях положения белорусских земель в ВКЛ, государственном строе и органах управления в ВКЛ и судебно-правовой системе, государственной и земельной геральдике ВКЛ, войске и организации обороны ВКЛ, внутриполитической борьбе, борьбе ВКЛ за государственный суверенитет в конце XIV–середине XVI в., внешней политике ВКЛ (конец XIV–середине XVI в.).

Глава 5. Речь Посполитая в истории белорусской государственности второй половины XVI–XVIII в.

Глава 5. Речь Посполитая в истории белорусской государственности второй половины XVI–XVIII в.

Во второй половине XVI в. Ливонская война стимулировала государствообразующие процессы на территории Беларуси. Сложились условия для формирования нового государственного объединения Великого Княжества Литовского и Королевства Польского – Речи Посполитой.

Процесс создания и функционирования нового государственного объединения был крайне сложным и противоречивым. В результате кардинальные изменения произошли во всех сферах жизни общества ВКЛ. Однако Речь Посполитая, являясь государственным образованием, в котором доминировало шляхетское сословие, не смогла обеспечить паритет к ослаблению и краху. Это стало опытом в процессе развития белорусской государственности. В первые десятилетия существования Речь Посполитая являлась союзом (конфедерацией) Польского Королевства и ВКЛ, который постепенно эволюционировал в федерацию. Речь Посполитая политически была сообществом двух «политических народов» – поляков и литвинов, которые в свою очередь, объединяло предков современных поляков, белорусов, украинцев, литовцев. Однако Люблинская уния создала условия для постепенной сословной интеграции польской и белорусско-литовской шляхты. Перенимая польские институты политической и общественной организации, польскую культуру и язык, белорусская шляхта встала на путь ассимиляции. В результате ВКЛ охватила социальная дезинтеграция, что в итоге существенно замедлило национальное развитие белорусского народа.

Во втором томе вниманию читателя представлена целостная картина истории белорусской государственности в конце XVIII – начале XX в.: изучен и охарактеризован государственно-правовой статус белорусских земель в составе Российской империи; рассмотрены основные этапы и особенности, присущие формированию белорусской нации; определено содержание белорусской национальной идеи; отражена политика правительства российского государства в отношении белорусского народа; исследованы закономерности в борьбе белорусских политических партий и организаций за реализацию идеи национальной государственности.

Глава 1. Историография и источники

Глава 1. Историография и источники

Историография проблематики, связанной с истоками белорусской национально-государственной идеи, насчитывает довольно большое количество работ белорусских, российских, польских, литовских и других историков. В процессе подготовки второго тома большое внимание было уделено исследованию опубликованных и архивных источников.

В указанный период научные труды как отечественных, так и зарубежных исследователей отражали проблемы статуса белорусских земель в составе Российской империи и генезиса белорусской национально-государственной идеи; концепции национально-государственного устройства Беларуси.

В библиотеке имеются труды по вопросам формирования исторических предпосылок объективного и субъективного характера, которые обусловили возможность реализации идеи национальной государственности в период нахождения Беларуси в составе Российской империи.

Глава 2. Государственно-правовой статус белорусских земель в составе Российской империи

Глава 2. Государственно-правовой статус белорусских земель в составе Российской империи

Во второй главе ученые говорят об административно-территориальном делении, местных органах власти и управлении, судебной системе, сословном и бессословном самоуправлении на белорусско-литовских землях, которые вошли в состав Российской империи после трех разделов Речи Посполитой в 1772, 1792 и 1795 годах, а также в данной главе речь идет о земском и городском самоуправлении в период Первой мировой войны.

После включения белорусско-литовских земель в состав Российской империи царское правительство начало распространять на них свою систему местного государственного управления. Она создавалась по аналогии с российскими губерниями. Главным административно-территориальными единицами в Российской империи были губернии, которые возглавлялись гражданскими губернаторами (правителями). Несколько губерний объединялись в генерал-губернаторства.

Важную роль в системе местного управления играли органы сословного (дворянского и крестьянского) и бессословного (городского и земского) самоуправления. На основании утвержденной 21 апреля 1785 г. «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» была создана сословная дворянская корпорация. Высшее сословие получило определенное самоуправление, практически всю уездную и некоторую часть губернской власти. После присоединения белорусско-литовско-украинских земель к Российской империи такие же права были предоставлены и шляхетскому сословию бывшей Речи Посполитой.

С началом Первой мировой войны общественные силы Российской империи приняли активное участие в организации всесторонней помощи действующей армии на фронте и в тылу. Эти вопросы на местах пришлось решать земским и городским органам самоуправления. В начале Первой мировой войны либеральные земцы объединились и создали общественную организацию – Всероссийский земский союз. Союз был образован с целью оказания санитарно-медицинской помощи русской армии (создание лазаретов, госпиталей, перевязочных пунктов, санитарных поездов и др.), снабжения армии боеприпасами, строительства фортификационных сооружений, поставки продовольствия и др.

Глава 3. Национальное развитие и национальная политика

Глава 3. Национальное развитие и национальная политика

Одной из главных предпосылок формирования любого этноса является общая территория его постоянного проживания, где на протяжении веков под воздействием природно-географической среды складывались определенный тип хозяйственной деятельности людей, обычаи, нормы, морали, материальная и духовная культура, язык, традиционное право, особенности психики и т.д.

В главе 3 рассматриваются вопросы определения этнической территории, социального и этноконфессионального состава населения; становления индустриального общества и национального развития как геополитического процесса; зарождения и становления белорусской нации и национальной идеи; национальной политики российского правительства в начале XX в.

Также ученые в данной главе выделили свое определение понятий «нация» и «национальная идентичность». Исследователи отмечают, что «строительство нации и развитие национальной идентичности, как личности, так и общности – процесс взаимосвязанный и взаимообусловленный, ибо нет нации без идентичности».

Стоит отметить, что формирование белорусской нации было многоуровневым процессом, имевшим культурное, религиозное и политическое измерения. Одним из решающих факторов, который оказывал влияние на сознание белорусов и укреплял национальную идентичность, было развитие белорусоведения. В конце XIX – начале XX в. развитие белорусоведения было связано с трудами Е. Карского, М. Довнар-Запольского, Е. Романова, А. Сержпутовского, А. Сапунова и др.

Глава 4. Идея белорусской государственности и национальное движение

Глава 4. Идея белорусской государственности и национальное движение

Возникновение любой национальной государственности тесно связано с формированием нации. Современные нации – порождение нового и новейшего времени. Они сформировались вместе с развитием капиталистических отношений в период становления индустриальной цивилизации. Поэтому не случайно проблема определения содержания и сути идеи белорусской государственности возникла в общественной жизни во второй половине XIX в. Однако в силу особенностей исторической судьбы белорусы включились в этот процесс позже, чем другие народы.

Одновременно с формированием белорусской нации происходило становление ее новой классовой структуры, что в свою очередь создавало необходимые субъективные предпосылки возникновения национального движения, которое соединило идею белорусской государственности с программой политических деклараций, намерений и действий. Параллельно и в тесной взаимосвязи с этим процессом шло становление нового литературного языка. Как важнейшее средство коммуникации белорусский язык был важным фактором, который определял в значительной степени менталитет и психологическое поведение людей, способствовал развитию всех сфер национальной культуры и формированию национального самосознания. Именно эта закономерность оказывала значительное воздействие на белорусское национальное движение, конечной целью которого было создание национальной государственности белорусов.

Глобальные события начала XX века изменили геополитическую карту не только Европы, но и мира. Многие европейские народы обрели свою национальную государственность.

Авторы тома стремились всесторонне проанализировать процесс реализации идеи белорусской национальной государственности на практике, создания и укрепления белорусского национального государства. Рассмотрены и охарактеризованы такие национальные формы государственности, как Белорусская Народная Республика (БНР), Социалистическая Советская Республика Беларуси (ССРБ), Социалистическая Советская Республика Литвы и Беларуси (ССР Литвы и Беларуси, ЛитБел), Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР).

Исходя из того, что в 1921 г. большая часть исконно белорусских территорий была аннексирована Польшей, авторы не могли оставить без внимания целый ряд аспектов общественно-политической жизни Западной Беларуси. Поэтому на страницах книги нашла отражение борьба белорусских политических организаций и партий за воссоединение своего народа в рамках единого государства.

В представленном томе раскрыты предпосылки, установлены закономерности, рассмотрены и охарактеризованы этапы, формы, направления и особенности процесса становления и развития белорусской национальной государственности в контексте глобальных геополитических изменений и трансформаций, которые проходили в 1917–1939 гг.

Глава 1. Историография и источники

Глава 1. Историография и источники

Обширная историографическая и источниковая база, доступная на сегодняшний день, позволяет объективно осветить многие проблемы становления белорусской государственности в 1917–1939 гг. Отечественными и иностранными исследователями была проведена определенная работа по разработке проблемы БНР и накоплен богатый фактический материал.

ССР Литвы и Беларуси – одна из страниц в истории белорусской государственности. В советской историографии образование ЛитБел трактовалось как реализация на практике большевистской национальной политики, которая имела целью создание наиболее благоприятных условий для развития всех национальностей бывшей Российской империи. Авторы также обращали внимание на сложное военно-политическое положение, в котором создавалась ССР Литвы и Беларуси.

Общественно-политическая жизнь в Белорусской ССР в 1920–1930-е годы определенным образом отражена в коллективных и монографических исследованиях, увидевших свет при советской власти. Отдельные направления этой проблемы затрагивались и в индивидуальных монографиях.

В то же время во всей имеющейся в белорусской историографии литературе проблема общественно-политических процессов в БССР в межвоенный период целенаправленно не связывалась с вопросами белорусской государственности. Этот аспект научной разработки впервые затрагивается в данном исследовании и поэтому является актуальным.

Глава 2. Национальная государственность: от идеи – к практической реализации (1917–1918 гг.)

Глава 2. Национальная государственность: от идеи – к практической реализации (1917–1918 гг.)

В конце февраля 1917 г. в России произошла революция, которая стала детонатором гигантского социального взрыва, потрясшего не только Россию, но и весь мир. Безусловно, самым сильным катализатором революции была мировая война. Она углубила кризис самодержавия.

Февральская революция дала импульс белорусскому национальному движению, в рамках которого возродились и стали возникать новые политические партии, в программах которых выделялись задачи решения социальных проблем, а также формулировались требования создания белорусской государственности.

В данной главе рассматривается национальный вопрос в программах политических партий и организаций (февраль–октябрь 1917 г.); вопрос белорусской государственности в условиях общественно-политических преобразований (октябрь–ноябрь 1917 г.); практическая реализация идеи государственности и Первый Всебелорусский съезд, а также Белорусская Народная Республика как исторический выбор национально-государственного самоопределения.

Глава 3. Становление национальной государственности (1919–1922 гг.)

Глава 3. Становление национальной государственности (1919–1922 гг.)

Провозглашение независимости Беларуси не означало автоматического становления собственного государства. Белорусскому народу пришлось пройти длительный и драматический путь претворения в жизнь идеи независимости в противоречивых внешнеполитических и внутриполитических исторических условиях, осложнявшихся тем, что Беларусь в глазах политиков России и Польши, как констатировал А. Цвикевич, «субъектом правоотношений и единицей политически равной… никогда не считалась».

В главе отражены предпосылки образования и создания Социалистической Советской Республики Беларусь; польско-советская война и образование Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси; вопрос о белорусской государственности на советско-польских переговорах и Рижский мирный договор; белорусская государственность в процессах интеграции советских республик (1919–1921 гг.) и участие белорусского государства в создании Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 4. Развитие белорусской национальной государственности в 1920–1930-е гг.

Глава 4. Развитие белорусской национальной государственности в 1920–1930-е гг.

Реализация идеи белорусской государственности на советской основе в форме БССР стала значительным шагом вперед в осуществлении права белорусского народа на суверенное существование. По сравнению с Северо-Западным краем Российской империи сначала провозглашение БНР, а затем и образование ССРБ стали поступательным движением вперед в данном направлении. Это свидетельствовало о закономерностях исторического развития, преодолении несправедливости, когда один народ имел право на государственное обустройство, а другому в этом праве было отказано.

Естественно, в условиях повышенного внимания к национальному самоопределению, сложившихся в первые годы советской власти, в Беларуси, в первую очередь на это реагировали политические партии национально-демократической ориентации. Именно благодаря их усилиям была объявлена БНР. Этот факт повлиял на позицию правящей большевистской партии, когда ее руководящими органами было принято решение о срочном создании ССРБ. Внутреннее и внешнеполитическое положение белорусских земель в это время было таким, что белорусская государственность на советской основе стала доминирующей формой самоопределения белорусского народа.

Представлена информация об эволюции государственной власти и управления БССР; воссоединении восточнобелорусских территорий с БССР; общественно-политических процессах в Советской Беларуси; участии молодежи в укреплении белорусского государства; национальной политике в БССР; общественно-политической жизни Западной Беларуси.

Четвертый том данного труда раскрывает развитие белорусской государственности в период с сентября 1939 по 1953 г. Особое внимание уделено периоду Второй мировой и Великой Отечественной войн, победа в которых сыграла исключительно важную роль в упрочнении белорусской государственности. Также раскрывается послевоенный период 1945–1953 гг., во многом определяющий дальнейшее развитие белорусской государственности.

Глава 1. Историография и источники

Глава 1. Историография и источники

В предыдущих трех томах был показан процесс становления и развития белорусской государственности до начала Второй мировой войны. Эта война самым непосредственным образом затронула Беларусь, и соответственно, процесс развития ее государственности.

Отечественными историками создана значительная историография по проблеме начального периода Великой Отечественной войны на территории Беларуси.

После освобождения Беларуси начался период научного осмысления военной истории. К середине 1950-х годов в исследовании проблемы были достигнуты определенные успехи. Авторы более глубоко и всесторонне по сравнению с предыдущим периодом показали процесс становления и развития партизанского движения на временно оккупированной территории Беларуси. Это были малоформатные издания научно-популярного характера. Вместе с тем первое послевоенное десятилетие проблема нашла отражение в монографической литературе и диссертационных исследованиях.

После XX съезда КПСС начался новый этап в развитии историографии рассматриваемой проблемы. Это связано с тем, что значительно расширилась источниковедческая база: историкам стали доступны архивные материалы, улучшилось дело с публикацией документальных источников по истории Великой Отечественной войны.

Проведенный авторами данного тома историографический анализ показывает, что отечественные историки исследовали ряд аспектов проблемы белорусской государственности периода Великой Отечественной войны.

Источники по военной истории Беларуси находятся на сохранении в музеях, архивах стран бывшего Советского Союза, особенно много их хранится в государственных и военных архивах Российского государственного архива.

Труды авторов, которые исследовали вопросы белорусской государственности за период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления (1939–1953 гг.) имеются в фондах нашей библиотеки.

Глава 2. Белорусская государственность накануне и в начале Второй мировой войны (1939–1941 гг.)

Глава 2. Белорусская государственность накануне и в начале Второй мировой войны (1939–1941 гг.)

В процессе обретения государственности многие народы волюнтаристскими решениями политиков были определенное время разобщены. Некоторые из них находятся в таком положении и сегодня, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности общества, не способствует его консолидации, противоречит тенденциям общечеловеческого развития.

В первой половине XX в. белорусский народ также пережил трагедию национального разъединения. В 1921–1939 гг. часть этнически белорусской территории против воли белорусского народа была включена в состав польского государства. Поэтому события сентября–октября 1939 г., когда был положен конец исторической несправедливости – разъединению белорусского народа, занимают особое место в процессе государственного строительства нашей страны.

Воссоединение белорусского народа – событие неординарное, судьбоносное, содержательно насыщенное борьбой белорусов за свободу и независимость. Его истоки уходят в глубь истории, они непосредственно связаны с событиями польско-советской войны и заключениями Рижского мирного договора в 1921 г., который искусственно разделили белорусскую нацию, задержал государствообразующий процесс.

Так, во второй главе показана международная ситуация и положение Беларуси накануне и в начале Второй мировой войны; воссоединение Западной Беларуси с БССР. Территориально-административные и общественно-политические изменения.

Глава 3. Белорусская государственность в испытаниях Великой Отечественной войной (1941–1945 гг.)

Глава 3. Белорусская государственность в испытаниях Великой Отечественной войной (1941–1945 гг.)

Германские войска вероломно, без объявления войны, вторглись 22 июня 1941 г. в пределы Советского Союза. Воины Красной Армии и Военно-Морского Флота вступили в жестокую схватку с хорошо обученной и вооруженной армией Третьего рейха. Началась война, вошедшая в историю как Великая Отечественная война за свободу и независимость народов СССР.

В этот сложнейший период оборонительных боев выдержка и стойкость многих воинских формирований была образцовой. Войска нацистской Германии и ее союзников встретили на советской территории небывалое сопротивление. Такого жесткого противостояния и больших потерь живой силы и боевой техники германская армия раньше не знала.

В сложнейший период начала войны возникло немало проблем и трудных вопросов и в организации и деятельности органов местной власти. Фактически на всей территории Беларуси ввиду стремительного продвижения германских войск местным органам власти приходилось действовать в прифронтовой обстановке, полагаясь на собственную инициативу и оценку развития событий. Все это накладывало негативный отпечаток на процесс организации и управления военно-экономической и хозяйственной жизнью в республике.

После захвата Беларуси на ее территории некоторое время хозяйничали тыловые армейские части группы армий «Центр» под командованием генерала М. фон Шенкендорфа, охранные войска СС и полиции, которые возглавлял группенфюрер СС Э. фон дем Бах-Зелевски. Специальных директив со стороны политического руководства Германии в отношении будущего политического статуса Беларуси не было, однако, германские политические деятели видели большую опасность в деятельности советской интеллигенции, которая являлась не только хранительницей национальных традиций, но и носителем советской коммунистической идеологии. Их уничтожение на захваченной территории имело целью разрушить интеллектуальную основу белорусской государственности.

В третьей главе раскрывается положение Советского Союза и Беларуси в военно-стратегической доктрине Третьего рейха; показана германская агрессия против СССР, начало Великой Отечественной войны, мобилизация сил и средств на отпор врагу; оккупация Беларуси: разрушение советской системы власти, насаждение нацистского управления и хозяйствования, массовый террор и геноцид; движение антигерманского сопротивления: идейно-политическое и вооруженное отстаивание белорусской государственности; освобождение Беларуси и восстановление государственных органов власти и управления.

Глава 4. Государственное строительство и общественно-политические процессы 1945–1953 гг.

Глава 4. Государственное строительство и общественно-политические процессы 1945–1953 гг.

Четкая организация и высокая функциональность, действенность органов государства являются одним из важнейших факторов стабильности, устойчивости любой национальной государственности. Восстановление после освобождения Беларуси в течение сентября 1943–июля 1945 г. произошло в целом в том организационном виде, в котором эта система существовала до вонйы: Конституцией БССР 1937 г. была закреплена трехзвенная система власти: высшие органы государственной власти, высшие органы государственного управления, местные органы государственной власти и управления. Высшим органом государственной власти в Беларуси по Конституции считался Верховный Совет БССР, избиравшийся гражданами республики сроком на четыре года и являвшийся единственным законодательным органом БСРР. Два раза в год Верховный Совет республики собирался на сессии, созываемые Президиумом Верховного Совета. Функции высшего органа государственной власти республики в период между сессиями Верховного Совета Конституцией возлагались на Президиум Верховного Совета БССР, который избирался Верховным Советом БССР в составе председателя, двух его заместителей, секретаря и 15 членов.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти республики, согласно Конституции, являлся Совет Народных Комиссаров БССР, который образовывался Верховным Советом БССР, отвечал перед ним и был ему подотчетен. Совет Народных Комиссаров объединял и направлял работу республиканских и союзно-республиканских народных комиссариатов БССР и других подведомственных ему хозяйственных, административных и культурных учреждений; объединял и проверял работу уполномоченных общесоюзных народных комиссариатов; составлял и вносил на утверждение Верховного Совета БССР народнохозяйственный план, принимал меры по его осуществлению; составлял государственный бюджет БССР и свод местных бюджетов республики, вносил государственный бюджет на утверждение Верховного Совета БССР и принимал меры по осуществлению государственного и местных бюджетов; руководил работой исполнительных комитетов областных Советов депутатов трудящихся; образовывал, в случае необходимости, специальные органы государственного управления при Совете Народных Комиссаров по делам хозяйственного и культурного строительства; принимал меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан. СНК имел право отменять приказы и инструкции народных комиссаров БССР, решения и распоряжения исполнительных комитетов областных Советов депутатов трудящихся и приостанавливать постановления и распоряжения этих Советов.

Местные органы государственной власти в республике состояли из областных, районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся, которые избирались соответственно населением области, района, города, поселка и села сроком на два года.

По мере освобождения в 1943–1944 гг. территории Беларуси от германских войск и перехода к мирному строительству постепенно возрождалась и общественно-политическая жизнь республики. В это время ситуация в ней складывалась прежде всего под влиянием экономических и политических последствий войны. Она была сложной и неоднозначной. Главной задачей было восстановление разрушенной экономики, показано также развитие системы государственной власти и управления; усиление идейно-политической работы; борьба против антисоветских организаций и групп; белорусская государственность в геополитических процессах 1945–1953 гг.

Общественно-политические и социально-экономические преобразования в белорусском обществе во второй половине XX – начале XXI столетия характеризовались рядом исключительно важных эволюционных изменений, направленных на обретение национально-государственного суверенитета и укрепления государственности Республики Беларусь.

В представленном томе раскрываются многогранная деятельность белорусского народа и национальной политической элиты во второй половине XX – начале XXI столетия, направленная на поступательное эволюционное развитие и укрепление национальной государственности в форме суверенной и независимой Беларуси. Исторический опыт обретения государственности позволяет утверждать: национальная государственность, суверенитет и независимость являются извечной и непреходящей ценностью белорусского народа.

Глава 1. Историография и источники

Глава 1. Историография и источники

Исследование истории восстановления и развития органов государственной власти и управления Беларуси в период нахождения республики в составе СССР привлекает внимание многих ученых. Анализ опубликованной по данной проблеме литературы показывает, что в том или ином контексте она рассматривалась в обобщающих работах по истории Беларуси, как коллективных, так и монографических. Отдельные аспекты темы затрагиваются в специальных исследованиях историков.

Любая государственная власть сильна поддержкой народа. Изучение развития государственности в этом аспекте имеет научное и практическое значение. Вопросы развития общественно-политической жизни в БССР и участия в ней населения страны, его активности рассматриваются в ряде научно-исторических работ. Большинство из них написано в советское время на основе историко-партийного методологического подхода.

Переосмысление сущности и результатов национально-государственной политики в БССР происходит после обретения Республикой Беларусь независимости.

Историографический и источниковедческий анализ предмета исследования показывает, что в отечественной исторической науке накоплено значительное количество научных исследований по проблемам, которые имеют непосредственное отношение к истории строительства белорусской государственности в период 1954–2019 гг.

В фондах библиотеки имеются источники, отражающие вопросы белорусской государственности в период 1954–2019 гг., положения Беларуси на международной арене, этнокультурной политики и др.

Глава 2. Общество, государственность, власть (1954–1984 гг.)

Глава 2. Общество, государственность, власть (1954–1984 гг.)

Успех государственного строительства СССР и союзных республик в послевоенный период предполагал развитие и укрепление сложившегося в годы войны союза великих держав, обеспечившего победу над нацистской Германией. Институализация принятых решений на Тегеранской, Крымской, Потсдамской конференциях, образование ООН, в уставе которой нашли отражение принципы мирного сосуществования, суверенитета и равенства всех стран мира, могли бы стать основой плодотворного межгосударственного сотрудничества и совершенствования общественно-политической системы и органов государственной власти. Однако этот уникальный шанс для развития внешнеполитического и экономического сотрудничества и создания прочного мира остался неиспользованным. Не прошло и года после победы, как западные партнеры по антигитлеровской коалиции стали озабоченно искать угрозу на Востоке. Развернувшееся соперничество двух систем постепенно приобрело ожесточенный характер противостояния, привело к созданию военно-политических блоков, разработке ракетно-ядерных и обычных вооружений, скрытому или явному участию в локальных военных конфликтах на планете.

Новое глобальное противостояние – холодная война – отрицательно сказывалось на социально-экономическом и культурном строительстве. СССР приходилось отвлекать значительные средства на достижение военно-стратегического паритета с блоком НАТО в области ядерных вооружений. Противостояние не способствовало развитию в обществе демократии, тормозило процессы государственного строительства. Тем не менее политическое руководство Советского Союза и союзных республик, в том числе и БССР, несмотря на внешнеполитические сложности и экономические трудности, принимали меры, направленные на совершенствование деятельности общественно-политической системы и органов государственного управления.

Вторая глава посвящена вопросам общественно-политических преобразований, системе государственной власти и управления в 1954–1964 гг., централизации государственного управления и общественно-политической жизни в период строительства «развитого социализма» в 1965–1984 гг., а также внешнеполитической деятельности БССР в 1954–1984 гг.

Глава 3. Национальная государственность в годы перестройки (1985–1991 гг.)

Глава 3. Национальная государственность в годы перестройки (1985–1991 гг.)

Одной из наиболее актуальных задач, которые приходилось решать советским лидерам, был поиск путей и возможностей ускорения темпов социально-экономического развития страны, организации эффективного управления промышленностью, строительством, развитием сельскохозяйственного комплекса, подготовки управленческих кадров и, конечно, обеспечения государственной безопасности.

В результате вторая половина 1980-х гг. ознаменовалась политикой перестройки общественно-политической и социально-экономической жизни СССР и национальных республик. Значительное негативное влияние на процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований оказала катастрофа на Чернобыльской АЭС.

Немаловажную роль в период перестройки сыграла взаимообусловленность геополитических процессов на европейском континенте в 1985-1991 гг., которая явилась закономерной тенденцией, присущей периоду «холодной войны». С одной стороны, те изменения, которые происходили в европейских государствах социалистического выбора, были невозможны без начала перестройки. Но с другой – демократические преобразования в них и «бархатные революции» оказывали непосредственное влияние на общественно-политические процессы, которые происходили в советских республиках.

Глава 4. Суверенная Республика Беларусь (1991–2019 гг.)

Глава 4. Суверенная Республика Беларусь (1991–2019 гг.)

Необходимость в укреплении белорусской государственности была обусловлена нарастанием кризиса в строительстве советской федерации. Неспособность федерального центра найти выход из экономического кризиса, решить межнациональные конфликты привела к усилению центробежных тенденций. Зримым проявлением центробежности стала борьба республиканских политических элит за реальный суверенитет, который декларировался Конституцией СССР. Процесс суверенного развития набирал силу в общественном сознании белорусского народа и его элиты. Складывались объективные и субъективные предпосылки, способствовавшие неизбежному движению Беларуси к независимости, закладывались основы государственного суверенитета БССР. Идеи независимости и национальной государственности, овладевшие общественным сознанием, стали предпосылкой для создания прочного фундамента суверенной Республики Беларусь и ее дальнейшего успешного развития.

Решение этой исторической задачи стало возможным только на пути всемерного укрепления национальной государственности, перехода к многоукладной экономике, строительства демократического правового социального государства и обеспечения национальной государственной безопасности по всему фронту современной геополитики.

В четвертой главе собраны следующие материалы: формирование институтов государственной власти (1991–1994 г.); принятие в 1994 г. Конституции Республики Беларусь и укрепление национальной государственности; формирование местной и судебной власти; многопартийность и участие партий в общественно-политической жизни; деятельность общественных организаций и объединение по укреплению государственности; национально-конфессиональные отношения; внешняя политика суверенной Беларуси; укрепление национальной безопасности Республики Беларусь.

топ-услуги