Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси

Пн - Пт: 8:45 - 20:00

Антон Антонович Гриневич

Антон Антонович Гриневич

Материалы из личного архива Антона Антоновича Гриневича были приобретены Центральной научной библиотекой НАН Беларуси в 1979 г. у белорусского поэта Алеся Рязанова. После научно-технической обработки личный фонд А.А. Гриневича включает 62 единицы хранения за 1910–1924 гг. и без даты.

Краткая биография

Антон Антонович Гриневич (1877–1937) – белорусский общественный и культурный деятель, оставивший заметный след в истории национальной этномузыкологии, собиратель и популяризатор белорусского фольклора, композитор, педагог, издатель.

Родился 3 мая 1877 г. на Лепельщине Витебской губернии в фольварке Ивановщина. Окончил Дисненское городское училище. Служил в Петербурге в Казенной палате и Министерстве торговли и промышленности. Там же примкнул к деятелям белорусского национального возрождения, являлся членом первого легального издательского объединения «Загляне сонца і ў наша аконца». В 1910 г. создал на собственные средства издательство, просуществовавшее до 1913 г. Продукция издательства в основном включала художественную литературу белорусских авторов Я. Купалы, Я. Коласа, В. Голубка, молодых начинающих литераторов, а также сборники самого А. Гриневича. В частности, им были подготовлены и изданы в 1910, 1912 гг. два тома записей белорусского песенного фольклора (второй том – совместно с А. Астрамовичем).

В Петербурге было положено и начало музыкальному образованию А. Гриневича в Бесплатной музыкальной школе, организованной в 1860-х гг. композитором. М. Балакиревым и хоровым дирижером Г. Ломакиным (с 1908 г. ее возглавлял композитор С.М. Ляпунов). Музыкально-просветительская деятельность школы, прежде всего, была связана с подготовкой учителей пения из числа талантливых малообеспеченных жителей Петербурга, а также с организацией концертов. Школьная программа предусматривала элементарное изучение теории музыки, сольфеджио, занятия вокалом, хоровым пением и дополнительно обучение игре на скрипке (для будущих учителей пения).

Известно, что в этот период, кроме Петербурга, А.А. Гриневич сотрудничал с белорусскими организациями в Вильно, в частности, с газетой «Наша Нива». После Октябрьской революции А. Гриневич некоторое время работал в Москве в культурно-просветительском отделе Белорусского национального комиссариата (Белнацкома), деятельность которого была связана с политической и культурно-просветительской работой среди белорусов на территории Советской России, организацией белорусских школ и клубов, изданием первой советской газеты на белорусском языке “Дзяніца” и др.

В 1919 г. А. Гриневич приезжает в Минск, преподает пение и музыку в одной из минских школ и белорусской гимназии, занимается обеспечением учеников учебниками, подготовкой “Школьнага спеўніка”, который в начале 1920 г. был представлен на рассмотрение комиссии Белорусского учительского союза и получил одобрение.

В том же 1920 г. он переехал в Вильно, где возобновил издательскую деятельность. Там же был напечатан отмеченный сборник и ряд других изданий, среди которых “Народны спеўнік” (1920), брошюра “Як трымацца змалку” (1920), первый учебник по музыке “Навука спеву“ (1923), “Дзіцячы спеўнік” (1925).

В Вильно А.А. Гриневич продолжил педагогическую деятельность в качестве учителя пения и музыки. Много внимания уделял общественно-культурной работе, в том числе в качестве секретаря Товарищества белорусской школы (1922–1923 гг.), как член общества помощи жертвам войны, заведовал интернатом для учеников Белорусской гимназии, писал музыку к стихотворениям Я. Купалы, Я. Коласа, Г. Левчика, некоторые из них, становясь песнями, приобретали популярность у белорусского населения Западной Беларуси. За участие в белорусском национальном движении арестовывался польскими властями, некоторое время провел в тюрьме на Лукишках, находился под тайным надзором польской полиции.

В 1925 г. с помощью друзей А.А. Гриневичу удалось нелегально перебраться на территорию Советской Беларуси, в г. Минск.

Минский период в жизни А.А. Гриневича отмечен активной научно-исследовательской и общественно-культурной деятельностью, укреплением профессионализма в сфере этномузыкологии. Он был приглашен для работы в Институт белорусской культуры, занимал должность секретаря песенной комиссии подсекции музыки, продолжал осуществлять деятельность по сбору фольклорно-музыкальных произведений, готовил к изданию песенные сборники, планировал издание большого музыкально-этнографического сборника белорусских песен, собранных им в период 1906–1920-х гг. А.А. Гриневичем была разработана и напечатана в газете “Наш край” программа-инструкция по собиранию музыкально-этнографического творчества, где впервые предлагалась методика записи мелодий.

Большое внимание он уделял и профессиональному музыкальному искусству, работал над созданием национального концертного репертуара. Все это способствовало росту его профессионального авторитета. За заслуги в деле развития национальной музыкальной культуры по ходатайству Инбелкульта (после реорганизации – Белорусская академия наук) А.А. Гриневичу была назначена персональная пенсия.

В 1928 г. А.А. Гриневич принял решение о переезде в родные места, на Витебщину. Там он успешно продолжил исследования в области этномузыкологии, пополняя свой архив новыми записями народного мелоса, собранными, в том числе, во время фольклорных экспедиций по Витебскому региону (записал около 300 народных мелодий).

Осенью 1933 г. А.А. Гриневич был арестован, приговорен к высшей мере наказания, которая была заменена на 10 лет пребывания в исправительно-трудовом лагере. Отбывал наказание в тюрьме Соловецкого лагеря особого назначения. 25 ноября 1937 г. вновь приговорен к высшей мере. Дата смерти – 8 декабря 1937 г. Реабилитирован в 1956 г.

Состав фонда

Материалы, входящие в состав фонда А.А. Гриневича, были привезены из г. Вильнюса и представляют фрагмент его личного архива. Он состоит из записей белорусского музыкального фольклора, а также нескольких писем и черновика издательского договора.

Известно, что часть документов, связанных с именем А.А. Гриневича, в настоящее время хранится в архиве Института литературы и фольклора Литвы.

Как уже отмечалось, после научно-технической обработки документов фонд А.А. Гриневича насчитывает, включая «Доописание», 62 единицы хранения, за 1910–1924 гг. и без даты, которые распределены по трем группам.

Первую группу составляют записи белорусских песен и танцев, собранных А.А. Гриневичем (1910–1924 гг. и без даты). Среди них свадебные, календарно-обрядовые, рекрутские и иные песни, записанные самим А.А. Гриневичем, в том числе от Якуба Коласа, Язепа и Юзефы Дроздовичей, Алеся Горуна, а также фольклорные записи, полученные от его корреспондентов, среди которых, Аркадий Смолич, Гальяш Левчик, Ромуальд Земкевич и другие.

Там же хранится документ в виде нотной тетради под названием «Старасвецкія беларускія ноты выпісаныя з архіўных матэр’ялаў п. Рамуальда Зямкевіча». Выписки были сделаны А.А. Гриневичем в 1919 г. Среди прочих там присутствует запись мелодии песни 1553 г. Согласно комментарию А.А. Гриневича, она была переписана из старой рукописи Карусём Каганцом, исполнялась во время свадьбы короля Жигимонта-Августа с Барбарой Радзивилл.

Кроме того, в разделе содержатся детские песни и игры, а также фрагмент рукописи сборника песен, «Беларускі школьны спеўнік”.

Вторая группа, небольшая по численности, представлена письмами Р. Земкевича, А. Астрамовича (А. Зязюли) и Г. Левчика, адресованными А.А. Гриневичу (1910–1911, 1921 гг.).

Третью группу составляет недатированный проект договора (черновик) между издателем А.А. Гриневичем и литографией «Ласков и сыновья» о печатании предоставленных им песенников с соблюдением определенных условий.

«Доописание» включает одну единицу хранения за 1920 г. – рукопись на 39 листах под названием «Школьны спеўнік».

Подробней с личным архивом А.А. Гриневича (фонд 15, опись 1) можно ознакомиться, оформив заказ в читальном зале редких книг и рукописей.

Материал подготовлен научным сотрудником отдела редких книг и рукописей
М.М. Лис.

топ-услуги
Платежные системы Беларуси