Клод Моне
«Моне был человеком XIX века, он сказал первое слово в импрессионизме, и ему довелось сказать последнее слово в этом движении. Многие соратники уже умерли, а он продолжал жить, его творчество оставалось в центре художественной жизни»
Этот год отмечен особым юбилеем – 185 лет назад 14-ого ноября родился Клод Моне, великий новатор, перевернувший представления о живописи. Его имя связано с мужественной борьбой импрессионистов за признание в 70‑е годы прошлого века. Своим искусством, полным света и вибрации, он научил целый мир видеть очарование в быстротечном мгновении.

В фондах Центральной научной библиотеки имени Якуба Коласа НАН Беларуси хранятся ценные издания, посвящённые творчеству великого импрессиониста. Среди них – фундаментальная монография К.Г. Богемской «Клод Моне», альбом «Клод Моне. Образ и цвет», а также роскошное издание из большой серии, выпущенное ленинградским издательством «Аврора». Эти книги позволяют глубоко изучить наследие художника и являются важной частью культурного достояния.



Картина Клода Моне «Завтрак на траве» известна по сохранившимся фрагментам и уменьшенной копией в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, которое некоторые исследователи считают предварительным эскизом. Эта работа по названию и замыслу напоминает картину Эдуарда Мане, созданную двумя годами раньше. Однако художественно-историческое значение этих двух произведений различается.
Вероятно, пример Мане подтолкнул Моне к изображению современности без аллегорий. Его герои естественны и лишены аристократической элегантности. Если Мане оставался в рамках жанра «ню», то Моне запечатлел современные платья и непринужденный пейзаж, создав документальный образ современности.
Природа и пробивающийся сквозь листву солнечный свет, фокусирующийся на белом пятне скатерти, а также прозрачные голубоватые тени здесь гораздо важнее всего остального. Это полотно предсказывает будущее развитие Моне – главы новой импрессионистической школы.


В то время как критики упрекали Моне за неправдоподобие в изображении природы и за незаконченность, неотшлифованность его картин. Гюстав Жеффруа, молодой писатель, в будущем друг Моне и автор книги о нем, писал: «Клод Моне – один из пейзажистов Франции, которому удалось в высшей степени остроумно проанализировать атмосферные явления и свойства света… Нюансы освещения, прозрачность или непроницаемость воздушных слоев, плотность воздуха вокруг предмета выражены с бесконечным тактом».


Поздняя живопись Моне имеет много интерпретаций. Как отголосок всеми признанного курьеза – болезни «индигомании», которой Гюисманс обвинял 60‑е годы импрессионистов за то, что они «все видели в синем цвете», звучит утверждение исследователя XX века Рейтерсверда, который полагает, что живопись Моне приобрела «красноватый оттенок» в результате неудачной операции на глазах. Лионелло Вентури безмятежно сожалеет, что в поздние годы Моне «перед его мысленным взором позади «Лондона» и «Кувшинок» не возникали «Паруса в Аржантейле», то есть произведения 70‑х годов».
Оценивая все варианты «Нимфеев», не будем забывать, что они были написаны в 1910–1920‑е годы художником, который был вынужден преодолевать свою слепоту. Эти произведения были созданы в пору юности тех, кто вошел в историю после первой мировой войны под именем «потерянного поколения». Это были сверстники детей Моне. За год до смерти художника было написано стихотворение Аполлинера «Лягушатник»:
«У берегов островка
Тихо качаются лодки пустые.
Теперь
Ни в воскресные дни, ни по будничным дням
Ни художники, ни Мопассан не катают в них дам...»
(Перевод М. Кудинова)


Материал подготовила Бахто В. M.