Лекция и мастер-класс по написанию арабской вязью
Большой интерес, проявленный на «Фестивале науки» к теме лекции «Как арабское письмо вплетено в белорусскую историю», а также мастер-классу по написанию арабской вязью, побудил участников и организаторов к новой встрече.
23 сентября библиотеку посетили учащиеся гимназии №2 г. Минска.
Сотрудник отдела информационных ресурсов Георгий Швайба начал свою лекцию с краткого обзора исторических событий, связанных с поселением татар на территории современных Беларуси, Польши и Литвы, взаимодействия их с окружающим славяно-балтским обществом. Ребята узнали о том, как со временем произошло замещение собственного тюркского языка общения славянскими старобелорусскими и польскими говорами.
Самым сложным и одновременно интересным стал процесс изучения структуры арабского письма. Георгий рассказал о формировании стройной системы записи белорусских слов арабским письмом, в том числе, последовательной записи гласных звуков.
Лекционная часть завершилась обзором письменных памятников, составленными татарами за несколько столетий проживания на белорусских землях. Среди них: хамаилы, тафсиры, таджвиды, китабы и полукитабы.
Нашим гостям был продемонстрирован один из оригинальных документов – полукитаб XVIII века, хранящийся в отделе редких книг и рукописей Центральной научной библиотеки НАН Беларуси.
В отличие от полукитаба, книгу А. К. Антоновича «Белорусские тексты, писанные арабским письмом и их графико-орфографическая система», которая является первоосновой для исследователей в изучении вопроса письменных памятников белорусских татар, гимназисты старались не выпускать из рук.
Встречу продолжил мастер-класс – процесс «пробы пера», когда каждый желающий имел возможность самостоятельно написать белорусский текст, используя буквы арабского алфавита.
Кто-то из участников пытался самостоятельно освоить этот процесс, кто-то использовал в качестве учебного пособия книгу А. К. Антоновича, многие же обращались за консультацией к Георгию. С его помощью наши гости составляли слова и фразы на белорусском и русском языках с помощью арабского письма.
Приятно было наблюдать, как ребята испытывали радостные эмоции, когда получалось написать свои имена, поздравления, приветствия и даже крылатые фразы (мемы).
По общему мнению, занятие по изучению основ арабской каллиграфии и письму белорусских татар прошло успешно!