Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси

Навигация по сайту

Наследник древнего Рима. Франческо Петрарке 720 лет со дня рождения

Семь веков отделяют нас от эпохи, когда жил и писал великий итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374), но многое в его литературном наследии сохранило своё прогрессивное значение и до сих пор. Творчество Петрарки, гражданина и патриота, одушевлено ненавистью ко всему дряхлеющему, ко всему, что мешает прогрессу, оно проникнуто идеями гуманизма и свободолюбия.

Никто из поэтов эпохи Возрождения не пользовался такой широкой известностью и не оказал такого большого влияния на ренессансную поэзию ряда стран, как Франческо Петрарка. У него были последователи и восторженные почитатели, помимо Италии, во Франции и Англии, Испании и Португалии, Далмации и Польше.

Родился Франческо Петрарка ровно 720 лет назад в городе Ареццо в семье нотариуса Пьетро ди сер Паренцо (Петракко), который в 1302 г. был вместе с Данте изгнан из Флоренции за принадлежность к партии белых гвельфов. B 1312 г. Петракко переехал с семьей в город Авиньон на юге Франции, где в то время находилась резиденция папы (так называемое «авиньонское пленение» папы). По настоянию отца Франческо изучает право – сперва в Монпелье, затем в Болонье, но изучает с неохотой, предпочитая юриспруденции занятия древнеримской литературой. Отец косо поглядывал на увлечение сына и однажды даже бросил в огонь сочинения Цицерона, Вергилия и других классических авторов. После смерти отца в 1326 г. всё изменилось.

Античная культура перестала для Франческо Петрарка быть служанкой богословия. Он первый с такой ясностью увидел то, что было в ней действительно самым главным: живой интерес к человеку и окружающему его земному миру. Поэтому он и тянулся к античности с радостью и восторгом, всё время находя в ней веские аргументы против обветшавших средневековых концепций. Горячая любовь Петрарки к древнему миру проявлялась непрестанно. Он писал на языке классического Рима. С энтузиазмом разыскивал он и изучал древние рукописи и ликовал, если ему удавалось найти какое-нибудь утраченное произведение Цицерона или Квинтилиана. У него была уникальная библиотека классических текстов.

Деяниям древнеримского полководца Сципиона Африканского Старшего посвятил он свою поэму «Африка», написанную в подражание «Энеиде» Вергилия. Цицерона и Вергилия считал он величайшими писателями мира, их творения – непревзойденными образцами литературного мастерства. Выдающиеся римские писатели стали его близкими друзьями и наставниками. Цицерона он почтительно называл «отцом», a Вергилия – «братом».

Всё имеющее прямое отношение к человеку, его уму, его деяниям, его культуре привлекает пристальное внимание Петрарки. Книга «О знаменитых мужах» содержит героические биографии прославленных римлян от Ромула до Цезаря, а также Александра Македонского и Ганнибала. Со множеством исторических анекдотов, изречений и острот, заимствованных у Цицерона, Светония, Плиния и других, знакомит книга «О достопамятных вещах». Трактат «О средствах против счастия и несчастия», касаясь самых разнообразных житейских ситуаций, проводит читателя по всем ступеням тогдашней социальной лестницы.

Неодолимое тяготение Франческо Петрарки к реальному, земному, человеческому, столь характерное для ренессанса, делало его решительным врагом схоластической философии. Пусть ангелы – полагал Петрарка – размышляют о божественных делах, задача людей «размышлять о делах человеческих».

Он был уверен, что труды его не напрасны, что благодарное потомство оценит его духовный подвиг, и он на склоне лет решает рассказать грядущим поколениям о самом себе, нарисовать без посторонней помощи свой портрет. Так возникло «Письмо к потомкам», начинающееся словами: «От Франциска (Франческо) Петрарки потомству привет». В этом любопытнейшем человеческом документе поэт повествует о годах своей юности и зрелости, о том, как он работал над поэмой «Африка» и был по древнему обычаю в апреле 1341 года увенчан в Риме лавровым венком поэта, как он жил в сельском уединении в прелестной долине Воклюз неподалеку от Авиньона, как ласкали его и осыпали милостями неаполитанский король Роберт, знатное семейство Колонна и т. п.

Петрарка сознавал необычность своего замысла, понимал, что во всем этом есть что-то дерзкое, нарушающее вековые традиции. Но он вовсе не считал для себя обязательным следовать укоренившимся правилам. Он очень высоко ставил свободу мысли и свободу творчества. «Нет выше свободы, чем свобода суждения».

Из всех философских систем древности Франческо Петрарка остановился на суровом стоицизме, хотя нередко и восставал против его аскетизма. Эти внутренние противоречия у него коренились в глубоких противоречиях того переходного времени. У великого поэта они только резче выражены, чем у других. При этом он с тревогой наблюдал за своим «внутренним раздором» и даже попытался запечатлеть его в книге «О презрении к миру» (1343), этой захватывающей исповеди мятущейся души. Появляющийся в произведении св. Августин сурово упрекает Петрарку за то, что тот утратил истинное благочестие и, забыв о загробной жизни, предался мирской суете. Это «жадное стремление к земным благам» и заставляет его, по словам Августина, «блуждать вкривь и вкось».

На латинском языке Франческо Петраркой написаны в подражание «Буколикам» Вергилия двенадцать эклог, «Эпистолы» (послания) и упоминавшаяся выше поэма «Африка». Эту поэму, которая, собственно, и послужила поводом к венчанию Петрарки лавровым венком, поэт склонен был считать величайшим своим творением. В «Африке», бесспорно, есть отдельные выразительные места (например, патетическая история Софонизбы), но в целом поэма не производит того впечатления, на которое рассчитывал автор.

Настоящая слава пришла к нему, как к автору лирических итальянских стихотворений, посвященных золотоволосой Лауре, о которых он сам отзывался как о поэтических «пустяках», словно немного стыдясь того, что они написаны не на классическом латинском, но на повседневном итальянском языке. Тем не менее, Петрарка любил эти свои вдохновенные творения, бережно хранил и тщательно обрабатывал их.

Так возникла «Книга песен» (Il canzoniere), состоящая из 317 сонетов, 29 канцон, а также секстин, баллад и мадригалов. Эта книга также является своего рода исповедью Петрарки, только на этот раз исповедью лирической. В ней запечатлена любовь поэта к красивой замужней женщине, происходившей из знатной авиньонской семьи.

В Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа НАН Беларуси хранятся в фондах все вышеперечисленные издания разных периодов выпуска, которые можно заказать в электронном каталоге.

×
Войти в личный кабинет
Адрес электронной почты *
Пароль *
Потеряли пароль?
×
Логин *
E-mail *
Пароль *
Повторите пароль *
×
Генерация пароля
Введите адрес электронной почты и мы вышлем вам ссылку для сброса пароля