Основа балета и оперы. 200 лет с открытия Большого театра.
Большой Петровский театр торжественно открылся 18 января 1825 года.


Один из крупнейших театров Европы, второй по размеру после Миланского (именно поэтому он назван «Большим») был сооружен Андреем Алексеевичем Михайловым (автор первоначального проекта) и архитектором Осипом Ивановичем Бове на месте сгоревшего в 1805 г. Петровского театра.

Зрители, посетившие в этот вечер новый театр, были потрясены благородством архитектурного замысла, невиданными масштабами театра и красотой отделки его зрительного зала.
Восторженный зритель писал: «Есть события в России, которые быстротой и величием изумляют современников и представляются в виде чудес отдаленному потомству. Такая мысль естественно рождается в душе при взгляде на Большой Петровский театр».


В день открытия театра шли: пролог «Торжество муз», написанный поэтом М. А. Дмитриевым и композиторами А. Н. Верстовским и А. А. Алябьевым, и балет «Сандрильона».


История Большого театра отразила в себе, все важнейшие этапы развития отечественного музыкально-театрального искусства. Нельзя не вспомнить имена славнейших русских композиторов, связавших свою творческую жизнь с судьбами Большого театра. Еще до появления бессмертных оперных творений Глинки, Московский Большой театр своими первыми постановками опер Верстовского утверждал на оперной сцене свой собственный стиль.


Обе оперы Глинки, положившие основу русской классики, вошли в золотой фонд репертуара Большого театра.

В течение века крупнейшие композиторы: Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Серов, Рахманинов, великие художники-демократы, находили в Большом театре тонких и чутких исполнителей, умевших не только проникнуть в сокровенные замыслы гениальных музыкантов, но силой своего коллективного мастерства и таланта бережно донести до слушателей мудрые мысли и сложные чувства народа.


Особо тесно была связана с Большим театром творческая биография Чайковского. Дебюты Чайковского в оперной музыке («Воевода» – постановка 1869 г.), а также в музыке балетной («Лебединое озеро» – постановка 1877 г.) осуществлялись на сцене Большого театра. Здесь же получили свое боевое крещение «Евгений Онегин» (спектакль 1881 года – первая «проба» на большой сцене, после консерваторской постановки). «Черевички» в Большом театре явились и пробой сил Чайковского за пультом оперного дирижёра.

Музыкальные драмы Мусоргского также составили неотъемлемую часть репертуара Большого театра. Систематически знакомил театр своих посетителей с классическими творениями европейских мастеров: Моцарта, Бетховена, Беллини, Доницетти, Россини, Обера, Мейербера, Вагнера, Гуно и многих других.

Стиль оперно-исполнительского мастерства, отмеченный совершенством техники и эмоциональной глубиной содержания, достиг своего высшего развития и расцвета с появлением на сцене Большого театра таких талантов оперного искусства, как Шаляпин, Собинов, Нежданова.



К началу ХХ века Большой театр имел всемирную славу одного из крупнейших центров музыкально-театральной культуры, средоточия и живого хранителя великих заветов и опыта музыкального театра.





В Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа НАН Беларуси хранятся множество работ, посвящённых Большому театру. С ними можно ознакомиться в универсальном читальном зале.