ВЫСОЦКИЙ Михаил Степанович (10.02.1928–25.02.2013)
Ученый и конструктор в области машиностроения. Академик (1989, чл.-корр. с 1984), доктор технических наук (1976), профессор (1978). Заслуженный деятель науки и техники БССР (1976). Заслуженный работник промышленности СССР (1991). Создатель белорусской школы механики и комплексного проектирования мобильных машин.
Родился в д. Семежево Копыльского р-на Минской обл. Трудовую деятельность начал в 1946 г. на Минском автомобильном заводе. Окончил Минский автомеханический техникум (1949) и Всесоюзный заочный машиностроительный институт в Москве (1955).
С 1949 г. – конструктор, старший конструктор, ведущий конструктор МАЗ, с 1958 г. – начальник СКБ-3. С 1960 г. – заместитель главного конструктора, в 1961– 1966 гг. – главный конструктор – начальник управления главного конструктора ПО «БелавтоМАЗ», с 1975 г. – заведующий кафедрой БПИ.
М. С. Высоцкий внес значительный вклад в укрепление связей науки с производством, концентрацию научного потенциала академической, вузовской и отраслевой науки на решении наиболее актуальных и значимых проблем отечественного машиностроительного комплекса.
С деятельностью М. С. Высоцкого связаны наиболее значительные достижения Минского автозавода: разработка принципиально новой компоновки большегрузных автомобилей «кабина над двигателем», в дальнейшем получившая распространение во всем мире, создание концептуального модульного автопоезда МАЗ-2000 «Перестройка», признанного автомобилем XXI в. и отмеченного золотой медалью на Парижском Большом салоне автомобилестроения (1988).
Будучи вице-президентом Академии наук Беларуси (1992–1997), Михаил Степанович смог консолидировать усилия ученых и заводских специалистов не только в интересах Минского автозавода и ПО «БелавтоМАЗ», но и всей автотрактростроительной отрасли Беларуси, что позволило преодолеть кризисные явления в период распада СССР, обеспечить становление национального автомобиле- и автобусостроения и выйти на устойчивое динамичное развитие отрасли, внося существенный и все возрастающий вклад в формирование ВВП и экспорт промышленной продукции.
С 1993 по 2001 г. – директор созданного по его инициативе Научного центра проблем механики машин НАН Беларуси, с 2001 г. – генеральный директор Научно-инженерного РУП «Белавтотракторостроение» НАН Беларуси и одновременно с 2002 г. – Генеральный конструктор по автомобильной технике Республики Беларусь. С мая 2006 г. – генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси.
В начале 2000-х годов руководил государственными программами, направленными на повышение конкурентоспособности и создание новых видов автотракторной и комбайновой техники.
Был членом Президиума Комитета по Государственным премиям Республики Беларусь, Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь, Межведомственного научно-технического совета Министерства промышленности Республики Беларусь, председателем Научного совета по проблемам машиностроения НАН Беларуси, Межведомственного экспертного совета по приоритетному направлению фундаментальных и прикладных научных исследований «Механика машин, обеспечение надежности и безопасности технических систем, повышение конкурентоспособности продукции машиностроения», руководителем Минской группы международного общества автомобильных инженеров (SAE), членом международного общества инженеров механиков (ASME) и т. д.
Удостоен Государственных премий СССР (1970) и БССР (1986).
Герой Беларуси (2006). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1967), Ленина (1974), Отечества III (1998) и II (2004) степеней.
Имя академика М. С. Высоцкого присвоено Минскому государственному автомеханическому колледжу. В честь ученого названа улица в Минске, а на здании Объединенного института машиностроения НАН Беларуси установлена мемориальная доска.
Высоцкий, М. С. Основы проектирования автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности / М. С. Высоцкий. – Минск : Наука и техника, 1980. – 200 с.
Высоцкий, М. С. Грузовые автомобили: проектирование и основы конструирования / М. С. Высоцкий, Л. Х. Гилелес, С. Г. Херсонский. – 2-е изд. – М. : Машиностроение, 1995. – 384 с.
Ванцевич, В. В. Мобильные транспортные машины: взаимодействие со средой функционирования / В. В. Ванцевич, М. С. Высоцкий, Л. Х. Гилелес. – Минск : Беларус. навука, 1998. – 302 с.
Евграфов, А. Н. Аэродинамика колесного транспорта / А. Н. Евграфов, М. С. Высоцкий. – Минск : Белавтотракторостроение, 2001. – 363 с.
Высоцкий, М. С. Динамика автомобильных и железнодорожных цистерн / М. С. Высоцкий, Ю. М. Плескачевский, А. О. Шимановский ; Нац. акад. наук Беларуси, Объед. ин-т машиностроения, Белорус. респ. Фонд фундам. исслед. – Минск : Белавтотракторостроение, 2006. – 315 с.
Академик Михаил Степанович Высоцкий / Нац. акад. наук Беларуси, Объед. ин-т машиностроения [и др. ; сост.: К. И. Ремишевский и др.] ; науч. ред. К. И. Ремишевский. – Минск : Объед. ин-т машиностроения НАН Беларуси, 2006. – 303 с.
Михаил Степанович Высоцкий : (к 80-летию со дня рожд.) // Вес. НАН Беларусі. Сер. фіз.-тэхн. навук. – 2008. – № 1. – С. 117–119.
Шпилевский, Э. М. Академик М. С. Высоцкий: воплощение мечты : к 85-летию Героя Беларуси М. С. Высоцкого / Э. М. Шпилевский ; Нац. акад. наук Беларуси. – Минск : Беларус. навука, 2013. – 105 с.
Высоцкий Михаил Степанович // Национальная академия наук Беларуси : персональный состав, 1928–2015 / Нац. акад. наук Беларуси ; [сост.: Т. С. Буденкова и др. ; ред. совет: В. Г. Гусаков (пред.) и др.]. – 2-е изд., испр. – Минск, 2016. – С. 58–59.
Архивные документы
Центральный научный архив НАН Беларуси: Ф. 2. Оп. 1. Д. 22782