Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси

Навигация по сайту

Адам Станкевич

Адам Станкевич — своеобразный символ духовного возрождения, поиска и национального утверждения белорусского народа в начале бурного XX века. Имя этого священника очень важно не только для католической, но и для всех христианских общин Беларуси, на чьих ценностях строились и продолжают развиваться ценности белорусского народа.

Статью можно прочитать на белорусском языке.

Адам Станкевич появился на свет 6 января 1891 года в деревне Орленяты Ошмянского повета Виленской губернии. По старому стилю (юлианскому календарю) родился он аккурат перед Рождеством 24 декабря. Происходил из простой крестьянской семьи белорусских католиков Викентия Станкевича и Антонины Досюкевич. Вместе с ним в семье росли две сестры и старший брат Валентин. Важно знать, что Адам Станкевич был католиком всего во втором поколении. Его предки считали себя униатами и долгое время сохраняли униатские традиции. Так, например, старшие братья и сёстры родителей будущего ксёндза крестились в униатской традиции. Только после ликвидации униатской церкви Полоцким собором 1839 года часть из них перешла в православие, а другие записались католиками латинского обряда. И только сам Адам Станкевич был крещен уже по католическому обряду в Гольшанах.

Родители рано заметили склонность сына к обучению и отдали его в церковно-приходскую школу деревни Боруны, а через год перевели в Ольшанскую народную школу. Далее Адам Станкевич продолжал учёбу в городском училище в Ошмянах. История образования Станкевича достаточно интересна, она отражает колебания человека в выборе жизни мирской или жизни, посвященной Богу.

Самостоятельно изучив курс пяти классов гимназии, Адам Станкевич весной 1910 года отправился в Москву сдавать экзамены в Московский учебный округ. И там, оторванный от своей Родины, от своего народа, он окончательно утвердился в решении поступить в духовную семинарию, и оставил мысли об университете.

В этом же году Адам Станкевич поступил в Виленскую католическую духовную семинарию, где организовал белорусский кружок, в котором будет вместе с друзьями-единомышленниками обсуждать вопросы белорусского национального возрождения. Тут у него родится и идея белорусской библиотечки, за разрешением на создание которой он обратится к ректору семинарии. Ректор с предложением согласится.

Нужно отметить, что именно в это время и начинается яркое осознание и определение себя Станкевичем как белоруса. На формирование его национальной идентичности сильно повлияла газета «Наша Ніва», в которой он начинает печататься под своим именем с ноября 1913 года, а также знакомство с Вацлавом Ластовским и и Иваном Луцкевичем, которое завязалось в Вильно. Повлиял на Адама Станкевича и его единомышленник и учитель Адам Лисовский, который учился в Петербургской духовной академии и привозил другу произведения Франциска Богушевича.

Дальше Адам Станкевич продолжает свое образование в наивысшем в Российской империи учреждении для католического духовенства — Петербургской духовной академии, куда его рекомендовали как способного ученика. Здесь он тоже присоединяется к белорусской молодежи, которая распространяет идеи национального самоопределения и права на национальную независимость. В Петербурге Адам Станкевич сотрудничает с газетами «Светач» и «Дзянніца». В конце 1914 года Станкевич был посвящен в сан, и к новому 1915 году провел свою первую службу в Кревском костёле.

В годы мощнейших общественно-политических преобразований, в момент перееоценки духовных ценностей и падения в бездну общественно-политического кризиса Адам Станкевич показал себя с самой лучшей стороны. Не только достойным христианином и священником, но и преданным сыном своей Родины. В мае 1917 года Станкевич становится одним из организаторов Минского съезда католического духовенства, где выступает с важным выступлением о белорусском национальном движении и его отношении к религиозной жизни. С самого основания Белорусского христианского демократического единства Адам Станкевич активно включается в его деятельность, сперва как рядовой член, а после становится и одним из руководителей.

Получив в 1918 году степень кандидата канонического права, Адам Станкевич начинает свою пастырскую деятельность, которая во многом вызывала удивление и даже недовольство церковных властей. К примеру, он стал одним из первых белорусских ксендзов, проводивших службы на родном языке. Сперва Адам Станкевич работал на Дисненщине. В июле начал читать проповеди на белорусском языке (проводились они в Дисне, Друе, Бороденичах, Германовичах, Идолте, Иказне, Миорах, Погосте, Шарковщине). Осенью 1918 года был назначен викарием прихода в Дрогичине над Бугом. А с 1919 года проводил богослужения в Виленском костёле святого Николая.

В Виленской белорусской гимназии Адам Станкевич начинает преподавать религию и латынь, работает редактором газеты «Крыніца», входит в комитет Белорусского товарищества помощи жертвам войны.

После установления на территории Западной Беларуси польской власти Адам Станкевич был выбран послом польского сейма от национальных меньшинств (с 1922 по 1928 год), где долгое время отстаивал национальные, социальные и религиозные права западнобелорусского населения.

Станкевич защищал право белорусов учиться на родном языке: возглавлял в 1924–1926 годах Товарищество белорусской школы, создал рукописный букварь для белорусских детей. За благотворительную деятельность его называли «вялікім філантропам».

В 1926 году Адам Станкевич основал в Вильно белорусскую типографию имени Франциска Скорины, работал редактором и издателем журнала «Хрысціянская думка». Несмотря на свое католическое вероисповедание, подвергался давлению со стороны польских властей из-за проведения политики белорусизации католической службы.

Адам Станкевич вёл активную просветительскую работу по возвращению национального наследия, пробуждению самосознания белорусов. В этом направлении можно выделить его книгу «Доктар Францішак Скарына — першы друкар беларускі (1525–1925)», которая увидела свет в 1925 году. Истории белорусского народа посвящены труды «Вітаўт Вялікі і беларусы», «Кастусь Каліноўскі: „Мужыцкая праўда“ і ідэя незалежнасці Беларусі». Нужно отметить, что истоки белорусской государственности Адам Станкевич выводил со времён Полоцкого и Туровского княжеств. Вопросам использования родного языка в религиозной жизни, в белорусских школах, в историческом прошлом посвящены его работы «Беларуская мова ў школах Беларусі XVI і XVII ст.» и «Родная мова ў святынях». Много внимания Адам Станкевич уделял истории христианства и христианско-демократического движения в Беларуси: «Беларускі хрысціянскі рух», «Хрысціянства і беларускі народ».

Адам Станкевич был также и автором учебника по отечественной истории для начальной школы.

В 1938 году из-за своей политики белорусизации костёла Адам Станкевич был выслан польскими властями из Вильно в Слоним сроком на пять лет. С началом Второй мировой войны ксёндз возвращается в Вильно, где возглавляет белорусскую государственную прогимназию, а после и организует белорусский центр. В 1940 году белорусская культурная общественность широко отметила четверть века служения Адама Станкевича Богу и своей Родине. Этому событию были посвящены многочисленные публикации в западнобелорусской печати (например, специальный юбилейный номер газеты «Крыніца»), а также в польских и литовских газетах и журналах.

Дальнейшая судьба Адама Станкевича была тесно связана с костёлом святого Михаила. Здесь в годы нацистской оккупации он занимался религиозной деятельностью, помогал спасать экспонаты Виленского белорусского музея, издавал книги («Вучнёўскі малітаўнічак» и «Патрэбнейшыя выняткі з Рытуалу»), проводил богослужения, благословлял молодожёнов, крестил новорожденных и, как мог, поддерживал соотечественников в нелегких испытаниях, что принесла фашистская оккупация. Сам Адам Станкевич отказался от сотрудничества с оккупационным режимом. С риском для жизни он спасал виленских советских активистов и бывших западнобелорусских комсомольцев, поддерживал связь с антифашистским подпольем.

В 1944 году ксёндз начал писать книгу «Гісторыя Беларусі (сістэматычны нарыс)», где утверждал, что история белорусского народа — это реализация его национальной идеи, путь к «гармоничной национальной целостности», но из запланированных пяти частей успел закончить только две. Тут же, в Вильнюсе, он остался и после окончания войны.

7 декабря 1944 года у Адама Станкевича прошел обыск. Он был арестован, но через некоторое время вышел на свободу.

После этих событий он пишет завещание — «Мая апошняя воля». 13 апреля 1949 года Адама Станкевича снова арестовывают и обвиняют в антисоветской деятельности. 31 августа Особым совещанием при МГБ СССР он был осуждён на 25 лет лишения свободы — максимально возможная тогда мера наказания. Заключение священник отбывал в виленской тюрьме Лукишки, а после был этапирован в Озерлаг (Тайшет, Иркутская область).

4 декабря 1949 года в Озерлаге Адам Станкевич умер. Официальная причина смерти — «ожирение сердца».

Образ Адама Станкевича — это образ национального героя Беларуси, чей горящий взгляд и неустанный труд и по сей день вдохновляют и вселяют надежду в сердца и души белорусов. Его судьба — отражение трагического пути всего белорусского народа. Его самоотверженная христианская деятельность была, есть и будет примером величайшего самопожертвования, сильнейшей веры не только в Бога, но и в свой народ.

Все документы, приведенные в качестве иллюстраций к этой статье, а также рукописи Адама Викентьевича Станкевича хранятся в Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа НАН Беларуси. Познакомиться с ними можно на странице проекта «Рукописи не горят».

Лично поработать с документами или снять с них копии можно, обратившись к специалистам отдела редких книг и рукописей.

×
Войти в личный кабинет
Адрес электронной почты *
Пароль *
Потеряли пароль?
×
Логин *
E-mail *
Пароль *
Повторите пароль *
×
Генерация пароля
Введите адрес электронной почты и мы вышлем вам ссылку для сброса пароля