Пётр Глебка: биография
Имя белорусского писателя, ученого-академика, общественного и культурного деятеля Петра Федоровича Глебки (1905–1969) широко известно в нашей стране и за ее пределами. Этот талантливый, интеллигентный, высокообразованный человек оставил свой след не только в отечественной литературе, но и в сердцах современников.
Петр Глебка родился в деревне Великая Уса на Узденщине. В своей автобиографии писатель вспоминал: «Во времена моего детства это была тихая белорусская деревня, с замшелыми соломенными крышами, с маленькими подслеповатыми оконцами. И хотя называлась она Великой Усой, было в ней тогда дворов пятьдесят. Приблизительно посередине деревни, в самой ложбине… стояла старая сосновая хата моих родителей».
Семья Глебки была многодетной. Отец, Федор Федорович, владел шестью десятинами земли, но, чтобы прокормиться, этого не хватало. Сам Федор Федорович мастерил колеса и сани, плотничал, дети ходили на работу в имение. Петр, самый младший в семье, помогал матери, Татьяне Осиповне, заниматься домашним хозяйством, трудился на отцовском участке.
Учиться мальчик начал с опозданием, однако стремление к знаниям и большие способности позволили ему догнать своих сверстников. Кроме церковноприходской школы и высшего начального училища, он окончил и узденскую семилетку, а в 1924 г. поступил в Минский белорусский педагогический техникум имени Всеволода Игнатовского.
Это учебное заведение сравнивали с Царскосельским лицеем. Техникум стал настоящей литературной школой, которую прошли многие белорусские писатели. Преподавателями там работали Якуб Колас и Язэп Лёсик. Вместе с Глебкой учились будущие известные литераторы Максим Лужанин, Андрей Александрович, Сергей Дорожный, а также Павлюк Трус и Алесь Якимович – друзья Глебки по узденской школе.
В Белпедтехникуме Петр Глебка приобщился к активной литературной работе. В учреждении действовала студия литературного объединения «Маладняк», членом которой начинающий писатель стал в 1925 г. Этим же годом датируются первые стихотворные публикации Глебки, которые появлялись в журналах «Малады араты», «Беларускі піянер», газетах «Беларуская вёска», «Савецкая Беларусь».
Глебка быстро стал одним из наиболее активных деятелей литературно-художественного объединения “Маладняк”. Однако уже в 1926 г. он покидает его ряды. Некоторые принципы, декларированные молодняковцами (отрицание наследия писателей-предшественников, неуважение к литературным традициям) были для него неприемлемы. Петр Глебка вместе с бывшими членами “Маладняка” (Адамом Бабарекой, Кузьмой Чорным, Владимиром Дубовкой, Змитроком Бядулей, Язэпом Пущей и др.) участвует в создании нового литературного объединения – “Узвышша”.
В задачи “Узвышша” входило создание высокохудожественной национальной литературы с использованием достижений литературной классики, живого народного языка, фольклора, с соединением различных форм и стилей. Объединение занималось изданием литературных сборников, имело собственный журнал, секретарем которого был Глебка.
“Узвышша” положительно повлияло на развитие поэтического таланта Глебки, во многом изменило его творческую манеру. Об этом свидетельствует и первая книга поэта – поэтический сборник “Шиповник”, который, по мнению литературоведа В. Максимовича, представляет собой “красноречивый образец лирической позии, глубокое выявление души поэта”.
В 1927 г. Глебка перевелся на литературно-лингвистическое отделение педагогического факультета БГУ, которое окончил в 1930 г.
После университета Глебка некоторое время работал заведующим литотдела в газете “Калгаснік Беларусі” и в журнале “Полымя рэвалюцыі”.
С образованием Союза писателей в 1934 г. Глебку приняли в его ряды. Там он работал консультантом по поэзии, также его делегировали на первые съезды писателей Беларуси и СССР.
В 1930-е гг. увидели свет книги Петра Глебки “Торжественные дни”, “Ход событий”, “Арка над океаном”, “Орлянка”, “Четыре ветра” и “Мужество”.
Значительное влияние на творчество Глебки 1930-х гг. оказали классики белорусской литературы Янка Купала и Якуб Колас. Среди писателей своего поколения особенно близкие отношения он имел с Кондратом Крапивой и Петрусем Бровкой. Дружба Глебки с Бровкой превратилась в плодотворное сотрудничество, в результате которого в белорусской литературе появился новый автор – Лукаш Бандылевич (совместный псевдоним Глебки и Бровки). Известный белорусский скульптор Заир Азгур сделал шарж под названием “Протоплазма Бандылевича”, символизирующий единство двух литераторов. Творческое содружество поэтов-друзей временами приводило к недоразумениям. По воспоминаниям Глебки, их часто путали, и он даже жалел, что в свое время не взял себе какой-нибудь постоянный псевдоним.
В годы Великой Отечественной войны Петр Глебка был фронтовым корреспондентом: работал сначала в газете “Красноармейская правда”, потом на Западном и Калининском фронтах в редакциях газет “За Савецкую Беларусь” и “За свабодную Беларусь”.
Среди лучших произведений писателя военного времени – стихи “Партизаны”, “Посылка”, “День войны”, “Мы вернемся”, печатавшиеся в сатирических газетах-плакатах “Раздавім фашысцкую гадзіну” и “Партызанская дубінка”.
По окончании войны писатель активно включился в общественную и культурную жизнь страны, продолжал литературную деятельность, занимался переводами на белорусский язык произведений русской, украинской, польской, английской литературы.
В послевоенном творчестве Глебки доминируют такие темы, как восстановление разрушенной отчизны, борьба за мир, память о прошедшей войне.
Он создал либретто оперы «Лесное озеро» (первоначальное название «Андрей Костеня»), где прообразом главного героя является прославленный партизан Константин Заслонов, работал над стихотворной драмой «Свет с Востока», продолжал писать стихи, занимался литературной критикой и публицистикой.
В 1945 г. Глебку пригласили на работу в Академию наук БССР, в Институт литературы, языка и искусства, где с 1952 г. он возглавлял сектор лексикографии, а в 1956 г. стал во главе Института языкознания.
Этот выбор не был случайным. Глебка всегда бережно относился к родному языку, заботился о его чистоте. Об этом свидетельствуют его статьи «О языке начинающих писателей», «Заметки о белорусском литературном языке» и др.
Еще в 1944 г. Петра Глебку назначили руководителем группы по подготовке русско-белорусского словаря. Вместе с Якубом Коласом и Кондратом Крапивой он редактировал это трехтомное издание, которое увидело свет в 1953 г. и на долгие годы стало одним из самых крупных и популярных отечественных словарей, неоднократно переиздавалось.
За 25 лет работы в АН БССР Глебка внес значительный вклад в развитие белорусской науки. Именно по его инициативе в 1957 г. при Отделении общественных наук АН БССР создали новое научно-исследовательское учреждение – Институт искусствоведения, этнографии и фольклора. Институт исследовал широкий круг научных проблем, вел изучение народного и изобразительного искусства, фольклора, театра, кино, музыки. архитектуры и многого другого. Глебка показал себя не только как талантливый руководитель-организатор, но и как настоящий знаток во всех этих отраслях научных знаний.
При непосредственном участии Петра Глебки начиналась огромная работа по собиранию и подготовке к изданию многотомного собрания белорусского фольклора, за который в 1986 г. коллектив ученых был удостоен Государственной премии БССР. По его инициативе в институте был создан отдел по выявлению и изучению памятников истории и культуры Беларуси с целью подготовки семитомного Свода памятников. Много других полезных начинаний также было связано с именем этого человека.
Научные достижения и организаторские успехи Глебки заметило академическое руководство. Он стал академиком-секретарем отделения общественных наук. На этой должности ученый за год сумел достичь значительных успехов. Именно он заложил надежный фундамент для дальнейшего развития белорусской гуманитаристики, создания научных школ в языкознании, фольклористике, этнологии.
Звание академика АН БССР, присвоенное Глебке в 1957 г., стало еще одним подтверждением его заслуг перед отечественной наукой.
Кроме литературной и научной деятельности, Глебка вел активную общественно-культурную работу. Неоднократно с 1955 по 1967 гг. писателя избирали депутатом Верховного Совета БССР.
В составе белорусской делегации он четыре раза принимал участие в работе сессий Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Впечатления от американского образа жизни нашли отражение в его дневниковых записях и поэтическом цикле, названном в посмертном издании «Из стихов о загранице».
За заслуги перед Родиной Глебка был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знаком Почета», медалями и почетными грамотами.
Петр Глебка ушел из жизни 18 декабря 1969 года. Похоронен на Восточном кладбище. На доме, где он проживал, установлена мемориальная доска. Его имя носит одна из улиц Минска и Литвянская школа в Узденском районе.