Всего документов: 6.
Если для обывателей чупакабра – загадка, то ученые смотрят на нее здраво. Павел Велигуров, старший научный сотрудник Центра по биоресурсам НАН Беларуси, объясняет появление неведомых зверей рационально. – За чупакабру чаще всего принимают мелких хищников, страдающих от чесотки или стригущего лишая. Эти болезни приводят к потере шерсти, из-за чего животное становится неузнаваемым. Лиса или собака с чесоткой выглядят пугающе – лысая, истощенная, странная. Человек видит и думает: вот оно, мифическое существо, – говорит он.
Если для обывателей чупакабра – загадка, то ученые смотрят на нее здраво. Павел Велигуров, старший научный сотрудник Центра по биоресурсам НАН Беларуси, объясняет появление неведомых зверей рационально. – За чупакабру чаще всего принимают мелких хищников, страдающих от чесотки или стригущего лишая. Эти болезни приводят к потере шерсти, из-за чего животное становится неузнаваемым. Лиса или собака с чесоткой выглядят пугающе – лысая, истощенная, странная. Человек видит и думает: вот оно, мифическое существо, – говорит он.
Но есть и более рациональные предположения. Павел Велигуров, старший научный сотрудник Центра по биоресурсам НАН Беларуси, считает, что Цмок – это продукт культурного обмена. – Скорее всего, это результат слияния белорусской культуры с западноевропейской. Борьба рыцаря с драконом ради прекрасной принцессы – знакомый и распространенный сюжет. Цмок, вероятно, имеет что-то общее с этими драконами. Но если говорить о реальности, то гигантские ящеры в Беларуси не существовали. Наш климат – холодные зимы и ледниковые периоды – не позволил бы рептилиям вроде Цмока выжить. У нас в Беларуси водятся только две ящерицы – живородящая и прыткая, и те вырастают максимум до 15-20 см, – говорит Павел Велигуров.
Западная Европа в Средние века была накрыта охотой на ведьм. Народные знания, заговоры, традиции в это время начали увязываться с нечистой силой и продажей души дьяволу. В Великом Княжестве Литовском костры инквизиции не стали обычным явлением и преследование чародеев не было столь яростным и беспощадным, как в Германии или Испании. Безусловно, судебные процессы с пытками были, как и смертные казни. Сохранились даже протоколы судов, но это были единичные случаи, – рассказывает заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук, доктор филологических наук Татьяна Володина.
О том, кто такие травники, а также о традициях траволечения в Беларуси поговорили с заведующей отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук, доктором филологических наук Татьяной Володиной.
В рамках исторического цикла "Беларусь. Врачеватели" поговорили о них с заведующей отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук, доктором филологических наук Татьяной Володиной.